Антикор рассказал о причинах воровства денег в дорожной отрасли

Дорожная отрасль и деньги. Коллаж Kursiv.kz

Системные коррупционные риски имеются на всех этапах строительства и ремонта дорог, начиная с планирования, заканчивая контролем и содержанием, передает Hronika.kz со ссылкой на Антикоррупционную службу


Об этом глава Антикора Асхат Жумагали рассказал на межведомственном совещании по вопросам устранения коррупционных рисков в дорожной сфере, в котором приняли участие министр транспорта Марат Карабаев, представители Высшей аудиторской палаты, агентств по стратегическому планированию, защите и развитию конкуренции, министерств финансов, промышленности и цифровизации, НПП «Атамекен», а также местных исполнительных органов.


— За последние 5 лет на дорожную отрасль затрачено более 6 трлн тенге, но состояние дорожной сети вызывает нарекания со стороны населения, — сообщили в Антикоре.

— За 2023-2024 годы в госорганы поступило более 20 тысяч жалоб граждан на низкое качество автомобильных дорог. Общественность это связывает с коррупцией. Только с начала текущего года Антикоррупционной службой зарегистрировано 24 уголовных дела в этой отрасли.

По данным Антикора, анализ показал наличие системных коррупционных рисков на всех этапах строительства и ремонта дорог, начиная с планирования, заканчивая контролем и содержанием.

— уже на первоначальном этапе неправильно определяются проблемные участки, ремонтируются дороги, на которых недавно проводились работы.

— при проектировании смету искусственно завышают за счет излишних объемов работ и материалов.

— контракты нередко заключаются с подрядчиками без опыта и ресурсов, с одного источника или в условиях картельного сговора. Никем не контролируется привлечение субподрядных организаций.

— показала свою недостаточность и многоступенчатая система контроля.

— заключения Национального центра качества дорожных активов о выявленных дефектах необязательны для исполнения, а технадзор выполняет свои функции формально.

— не в полной мере используется потенциал Казахстанского дорожного научно-исследовательского института для развития отрасли. Вместо проведения прикладных научных исследований и внедрения инноваций институт занимается разработкой нормативной документации.

— отсутствие контроля за внедрением новых технологий, недостаток квалифицированных кадров и сложная нормативно-правовая база также влияют на качество автодорог.

— усугубляет проблему недостаточная цифровизация. За последние 10 лет на развитие информсистем потрачено 16 млрд бюджетных средств. Однако до сих пор не разработана Цифровая карта дорог.


По итогам анализа коррупционных рисков Антикор подготовил свыше 90 рекомендаций по их устранению.

Предложены меры по пересмотру функционала экспертизы проектов и института технического надзора, переориентированию КаздорНИИ на разработку востребованных инновационных технологий, научно-техническому сопровождению крупных дорожных проектов, усилению полномочий Национального центра качества дорожных активов, а также созданию цифровой карты дорог.

Ряд рекомендаций уже апробируется: в Атырауской области планируется прослеживать выделенные денежные средства через проект «Цифровой тенге» при среднем ремонте одной из автодорог.

О нас

Информационное агентство Hronika.kz — это новости Жамбылской области, Казахстана и зарубежья. Мы постараемся давать только объективную, достоверную информацию из нескольких источников. Вы можете поделиться своими интересными новостями, проблемами с нами и мы об этом расскажем своим читателям.

Информационное агентство Hronika.kz — это новости Жамбылской области, Казахстана и зарубежья.
Мы постараемся давать только объективную, достоверную информацию из нескольких источников.
Вы можете поделиться своими интересными новостями, проблемами с нами и мы об этом расскажем многим.

Навигация