ПОДАРКИ, ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ И ЗАЩИТА ИНВЕСТОРОВ. ЧТО ИЗМЕНИЛ НОВЫЙ АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ ЗАКОН.

    С 5 апреля  2021 года вступили новые  изменения  и дополнения в Антикоррупционное законодательство РК.   Отныне антикоррупционная служба уполномочена составлять протоколы об административных правонарушениях по 15 статьям. В их числе 6 коррупционных статей Кодекса (ст.ст.676-681 КоАП), 2 состава в области предпринимательской деятельности (ст. 154, 173 КоАП), 7 правонарушений, посягающих на институты государственной власти и связанных с нарушениями при административном либо уголовном производстве (ст.ст. 658-662, 665, 667 КоАП).  Мировая практика показывает, что это позволяет более широко применять к виновным лицам превентивные меры, на упреждение совершения ими уголовных преступлений.

       В рамках внесенных поправок за получение подарка стоимостью до 2 МРП чиновники могут заплатить штраф до 1,8 миллионов тенге. В частности, за получение лично или через посредника незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг за действия  или бездействие в пользу лиц, их предоставивших, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Поясняя, что означает отсутствие признаков уголовно-наказуемого деяния,  Руководитель Департамента Агентства РК по противодействию коррупции по Жамбылской области  Адильхан Аширбаев,  отметил: «Если сумма полученного незаконного вознаграждения или подарка не превышает 2 месячных расчетных показателей, это на сегодня 5 834 тенге, отсутствовала предварительная договоренность либо вымогательство вознаграждения, то такое правонарушение не влечет уголовной ответственности и наказывается в административном порядке. В контексте подарков еще раз хотелось бы напомнить, что в законодательстве сейчас введен полный запрет на их дарение и получение. Такая норма введена в действие в конце прошлого года».

 Руководитель Департамента  А. Аширбаев обратился и к дарителям подарков, призвал отказаться от сложившейся привычки материально благодарить госслужащих и приравненных к ним лиц за оказываемые государственные и иные услуги, так как подобные действия могут повлечь негативные последствия как для дарителей, так и для чиновников, которых они одаривают. Вместе с тем, за непринятие мер по противодействию коррупции должностные лица будут наказаны штрафом порядка 300 тысяч тенге. Уголовно-правовые меры воздействия на коррупционеров не могут и не должны быть единственным оружием в арсенале антикоррупционных мер.

Важная в контексте превенции коррупции статья 680 Кодекса, предусматривающая ответственность руководителей госорганов и иных должностных лиц за непринятие мер по противодействию коррупции, влечет наложение штрафа на вышеуказанных должностных лиц в размере 100 МРП, а это порядка 300 тыс. тенге, – сказал  А.Аширбаев.

Под непринятием мер по противодействию коррупции понимается ряд требований, установленных Законом «О противодействии коррупции». Это и принятие антикоррупционных ограничений, и предотвращение конфликта интересов, и меры финансового контроля, и вопросы персональной ответственности руководителей за коррупцию непосредственных подчиненных, обязательность введения комплаенс-служб в квазигосударственном секторе.

«Соответственно, антикоррупционная служба уполномочена применять меры административного воздействия к руководителям и должностным лицам государственных органов, не принимающим должных мер по противодействию коррупции, предусмотренных действующим законодательством»- отметил  руководитель Департамента.

За принятие на работу лиц, ранее совершивших коррупционные преступления, руководитель госоргана или нацкомпании заплатит штраф в сумме 100 МРП.

«Важный момент – требование о запрете на трудоустройство лиц, совершивших коррупционные преступления, ранее касалось только государственной службы и руководящих должностей квазигосударственного сектора. Теперь же, буквально с начала текущего года, вступившими в силу поправками в Трудовой кодекс введен полный запрет на прием осужденных за коррупцию лиц на любую должность квазигоссектора», – сказал  Адильхан Аширбаев.

Вместе с тем, приоритетным в закреплении КоАП является статьи по предпринимательству, что только усиливает потенциал Антикора в плане защиты зарубежных и отечественных инвесторов в рамках антикоррупционного сопровождения. Новая компетенция в административном законодательстве должна позволить повысить эффективность работы в данном приоритетном для Агентства направлении – защите предпринимательства от неправомерного вмешательства госорганов.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *