Девять лет лишения свободы попросил гособвинитель для экс –заместителя начальника УБОП СКО

Қайтейік енді

08.09.2025,

  в 14:42

2458

Сам подсудимый настаивает на своей невиновности

Судья Петропавловского городского суда Елена АУШАКИМОВА объявила о завершении следствия по уголовному делу в отношении бывшего заместителя начальника управления по борьбе с организованной преступностью ДП Северо-Казахстанской области Ерболата КАПТАЕВА и переходе к стадии прения сторон. Напомним, в конце ноября 2024 года появилась информация о задержании этого полицейского сотрудниками ДКНБ СКО совместно с представителями центрального аппарата Комитета национальной безопасности по подозрению в неоднократном получении взяток и покровительстве организованной преступной группировке.

В департаменте полиции СКО тогда подчеркнули, что он еще два месяца назад был освобожден от занимаемой должности и уволен. А еще выразили «нетерпимость к любым нарушениям законности и к коррупции в своих рядах».

С выражения нетерпимости к коррупции начал свою речь во время судебных прений сторон и государственный обвинитель.

Коррупция оказывает разлагающее воздействие на важнейшие сферы жизни государства и общества, обретает все более масштабные размеры, характеризуется многообразием форм, борьба с коррупцией является одним из из важнейших направлений государственной политики, — сказала представитель прокуратуры Роза ЖОЛАУШИНОВА. — Рассмотрение дела в отношении Каптаева в совершении тяжких коррупционных уголовных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 366 и пунктом 4 части 3 статьи 366, подошел к завершающей стадии. Он вину не признал, что является его правом. Несмотря на это его вина подтверждается исследованными судом доказательствами, взаимосогласующимися между собой. В частности, вина подтверждена письменным заявлением и стабильными показаниями заявителя о передаче денежных средств, а также телефона марки Айфон 15 PRO за общее покровительство, наличием переписки в отношении уголовных дел, которые расследовались в отношении заявителя, а также предоставления Каптаеву машины в августе 2024 года для поездки во время отпуска, результатами негласных следственных действий, протоколами допросов свидетелей.

По словам гособвинителя, подтверждены связь и длительное общение подсудимого с заявителем, оказание полицейским консультаций последнему по уголовному делу, связь в день задержания заявителя. Роза Жолаушинова отметила, что доказательства не вызывают сомнений, нарушений УПК не допущено. Действия подсудимого предложено окончательно квалифицировать пост. 366, часть 3, пункт 4 («получение взятки сотрудником правоохранительных органов неоднократно» — прим. автора).

Смягчающими обстоятельствами считать наличие малолетних детей, отягчающими – совершение уголовного правонарушения лицом, принимавшим присягу, — сказала гособвинитель. — Назначить наказание в виде реального лишения свободы в учреждении УИС средней безопасности сроком 9 лет с пожизненным лишением права занимать должности на госслужбе, лишить звания «майор полиции».

Сам подсудимый, его защитники категорически не согласны с обвинением. Согласно их показаниям, все обстояло следующим образом: Каптаев общался с человеком, позже написавшим заявление, исключительно исходя из оперативных интересов. Сейчас этот заявитель находится в местах лишения свободы. Если бы процесс или какую-то его часть сделали закрытыми, подчеркнули подсудимый и его защита, то можно было бы давать о заявителе и взаимоотношениях с ним более полные показания. Но соответствующее ходатайство не удовлетворили,

— Мой супруг, за плечами которого немало раскрытых дел, выполнял работу оперативного сотрудника, никому не покровительствовал и не уводил от ответственности, — сказала жена подсудимого. — Прошу суд взять во внимание, что нет прямых доказательств, показания свидетелей нестабильны, что ставит их под сомнение.

— Ряд свидетелей – люди, с которыми я никогда не встречался, двое — ранее судимые, отбывали наказание с заявителем, — сказал подсудимый. – Никаких попыток его увода от ответственности я не предпринимал. …Он давал нестабильные показания, много моментов, которые он излагал, не нашли подтверждения… Мы общались только в оперативных целях, что позволило раскрыть преступление, установить нахождение преступников.

Подсудимый просил оправдать его, а его адвокат Нурум КАЗБЕКОВ, говоря о втором эпизоде дела, даже напомнил о предусмотренном УК наказании за незаконное привлечение к ответственности.

По словам адвоката, то, что заявивший на полицейского мужчина давал ложные показания, является очевидным фактом. И, дескать, в покровительстве замначальника УБОП он не нуждался, так как у него был… другой источник информации в ОВД.

— В отношении него дело рассматривалось в горсуде, дали ему семь лет, — сказал адвокат. — И по этому делу проходил бывший сотрудник первого горотдела полиции. Они — друзья, вместе совершили мошенничество. Зачем ему сведения от Каптаева, если у него был друг-полицейский, с которым они пошли в группе лиц? Якобы Каптаев сообщил ему о предстоящем обыске. Об этом говорит только он, заявитель, никто больше не слышал. Подумайте, Каптаев, зная, что этот человек на прослушке, предупреждает его? Где логика? Зная, что идут негласные следственные действия, открыто предупреждает? Никто не хочет в этом разбираться. …Когда тот звонил Каптаеву, мой подзащитный так ему и ответил, мол, я же тебе говорил. Ну, фактически сказал, что ничем не поможет, мол, предупреждал же: не совершай правонарушений. Когда в помощи ему было отказано, этот человек и обращается в комитет.

Адвокат подчеркнул, что изначально речь шла о статье 362 («превышение власти и должностных полномочий»), но позже дело переквалифицировали на 366 статью. Причем в отношении других сотрудников прекратили, оставив только Каптаева, который встречался с заявителем в связи с оперативными интересами. Эти сведения составляют служебную тайну, но их можно было бы запросить.

Раньше Каптаеву верили, а одно слово заявителя – и ему уже не верят, — сказал Казбеков. – Прошу отнестись к показаниям заявителя критически. Каптаев выполнял свои служебные обязанности. Его оговорили. … Здесь выступали ранее неоднократно судимые люди, которые не работают, но катаются на дорогих машинах. Как это, никого не интересует? А им выгодно упечь полицейского. Почему заявитель не заявил ранее, а только когда его самого задержали? Чтобы говорить, что он упек в тюрьму зама начальника УБОП, что придаст ему авторитета?

Судебные прения будут продолжены в конце этой недели.

Фото: из открытых источников.

ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!