Об опасности расслабона

Не дейді-ей

08.10.2025,

  в 11:47

447

Произошедшее 7 октября 2023 года является поучительным пособием об опасности расслабленного отношения к жизни

Два года назад, 7 октября 2023 года, нападение ХАМАС на Израиль стало отправной точкой нового обострения ближневосточного конфликта, надежда на завершение которого, при посредничестве американского Белого дома и коалиции исламских государств, забрезжила сегодня в египетском Шарм-эль-Шейхе.

Мы сейчас не будем углубляться в политический анализ текущих событий, их причин и последствий. Давайте дождемся вестей с переговоров в Египте. Вместе с тем произошедшее 7 октября 2023 года является поучительным пособием об опасности расслабленного отношения к жизни. Именно об этом и предлагаю поговорить.

Все эти два года в информационном пространстве переодически поднимается вопрос: где была армия Израиля, которая по праву считается одной из самых боеспособных и высокотехнологичных армий в мире; куда смотрел всемогущий Моссад?

Несмотря на то, что с помощью ресурсов американских спецслужб давно проделан объективный анализ и воссоздана пошаговая ретроспектива тех страшных событий, тем не менее пытливая публика поглощает нескончаемый поток удивительной по своей экзотике конспирологии.

Однако правда заключается в том, что «на каждого мудреца довольно простоты». В этом отношении израильская катастрофа стоит в одном ряду с террористическими атаками на США 11 сентября 2001-го, когда 17 американских спецслужб с колоссальным бюджетом в десятки миллиардов долларов и штатом под сотню тысяч сотрудников проворонили сокрушительный удар 19 приезжих террористов.

Умные люди прекрасно отдают себе отчёт, что «миром правит не тайная лОжа, а явная лАжа». И зачастую лажа случается именно тогда, когда её никто не ждёт.

Вот и оценка израильской разведки состояла в том, что для ХАМАС на тот момент эскалация была совсем невыгодна, так как буквально за неделю до нападения жителям Газы дали больше разрешений на работу в Израиле, а в саму Газу зашел очередной транш катарских денег. В общем, ничто не предвещало.

Просчеты разведки в очередной раз возвращают нас к пониманию простой, но важной истины: оценка намерений не должна полностью заменять оценку возможностей, и что подгонка предполагаемых действий противника под концепцию, что ему, по нашему мнению, выгодно и невыгодно, приводит к катастрофическим последствиям. Вспомните, как ещё 23 февраля 2022 года уйма политологов убеждала нас, что вторжение в Украину совершенно невыгодно России. Тем не менее уже 24 февраля случилось то, что случилось.

Кроме того, если мы обратимся к истории, а не к мифологии, то без труда обнаружим, что рассказы про сверхэффективность Моссада являются некоторым преувеличением. Как, кстати, и рассказы о «невероятной прозорливости» такой исторической личности, как знаменитая Голда МЕИР, с именем которой связан не только расцвет Израиля, но и системный провал всего Израильского государства, случившийся 6 октября 1973 года.

В тот день Египет и Сирия атаковали Израиль, начав войну Судного дня. Война началась на фоне глубокой убежденности разведки Израиля, что такое нападение невозможно, поэтому Моссад до последнего игнорировал сообщения о нем. В итоге война Судного дня чуть было не закончилась для Израиля полным поражением на поле боя, а во внутриполитической жизни привела к массовым уличным демонстрациями и отставке правительства.

Израиль в тот период почивал на лаврах победителя в шестидневной войне 1967-го и был уверен, что ни одна арабская страна региона просто не сможет на него напасть. Правительство во главе с легендарной Голдой Меир не сомневалось в силе своих армии и спецслужб. Охотившийся за немецкими нацистами и радикалами Моссад именно в те годы приобретал репутацию одной из самых сильных спецслужб мира.

Не стало тревожным звонком и фиаско 1972-го, когда израильская разведка получала сообщения о том, что против группы израильтян в одной из стран Западной Европы готовится громкий теракт, но проигнорировала их в потоке информации о возможных других атаках. В итоге на Олимпиаде в Мюнхене погибли 11 членов сборной команды Израиля и полицейский из ФРГ.

Политическое и военное руководство Израиля продолжало исходить из того, что ни одно арабское государство физически и технически не способно пойти на Израиль войной. Часть поступавшей развединформации неправильно интерпретировалась, еще часть просто не докладывали руководству страны.

25 сентября 1973-го в Израиль тайно прибыл король Иордании Хусейн. Он сообщил Голде Меир, что, по его достоверной информации, на Израиль готовится напасть Сирия, нападение Египта он также счел вероятным.

Здесь пришло время ошибиться военному блоку израильского правительства. Там посчитали, что вступление Египта в войну маловероятно, а нападение одной Сирии не представляет для Израиля большой опасности.

5 октября 1973-го руководитель «Моссада» Цви ЗАМИР встретился в Лондоне с Ашрафом МАРВАНОМ, советником президента Египта Анвара САДАТА. Работавший на израильскую разведку Марван передал Цви Замиру некий код, который означал, что война скоро начнется.

Но Голда Меир узнала об этом уже постфактум, кроме того, она никогда не доверяла Марвану как ценному источнику информации.

Уже после войны начальник Генштаба Израиля Давид ЭЛАЗАР давал свои показания. Он сказал, что был полностью уверен: Моссад или военная разведка предупредят его о войне за 48 часов, этого бы хватило для мобилизации военных из резерва. Но его никто не предупредил.

Как и во время современных событий, нападение пришлось на праздник Йом-Кипур (Судный день), когда верующие евреи постятся, просят прощения у Бога и вспоминают умерших.

На передовой было минимальное количество израильских военных. Египет атаковал на Синае, Сирия — со стороны Голанских высот. Здесь военные и разведка допустили последнюю в этой истории ошибку, неправильно оценив тактику нападения со стороны Египта и Сирии.

Это привело к тому, что пришлось оставлять позиции, к потере 50 истребителей в первые три дня войны. Лишь ценой больших потерь среди личного состава армия Израиля смогла перейти к контратаке.

При посредничестве США и угрозах СССР вмешаться в конфликт на стороне арабских государств, война была остановлена 25 октября. Первые промежуточные соглашения о возвращении Египту Синая, а Сирии — части Голанских высот Голда Меир подписала уже в начале 1974-го.

Признанные виновными в ошибках офицеры подали в отставку, но этого было мало — рейтинг поддержки Голды Меир рухнул до 21%, рекордно низкого показателя за все ее время у власти.

«И никогда я даже пытаться не буду рассказывать, чем для меня были те дни. Достаточно сказать, что я не могла плакать, даже когда была одна», — пишет Голда Меир в своих мемуарах.

Я не раз уже рассказывал, что в Америке популярен так называемый закон Мёрфи, который гласит: «Если есть вероятность того, что какая-нибудь неприятность может случиться, то она непременно произойдёт».

Впрочем, общая бдительность, квинтэссенцию которой можно услышать в звучащем на всех вокзалах и аэропортах объявлении «If You See Something, Say Something!», стала неотъемлемой частью повседневной жизни американцев только после страшных терактов 9/11.

Так что в отношении «расслабона» жизнь беспощадна. Поэтому немаловажно помнить: стоит проявить благодушие и успокоенность, тут же может прилететь жёсткая оплеуха.

Причём касается это всех аспектов бытия.

Фото: Creative Commons.

Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!