Не дейді-ей
27.10.2025,
в 12:00
644
26 октября премьеры Камбоджи и Таиланда ХУН Манет и Анутин ЧАРНВИРАКУЛ подписали мирное соглашение в присутствии президента США Дональда ТРАМПА на саммите Ассоциации государств Юго-Восточной Азии в Куала-Лумпуре (Малайзия), что стало официальным оформлением одной из восьми мирных сделок, заключённых под патронажем США за девять месяцев нахождения в Белом доме 47-го американского президента.
В этой связи вот о чём подумалось.
Если Трампа в чём-то и можно упрекнуть, то это в его устойчивой до недавнего времени убеждённости, что российский президент Владимир ПУТИН не просто может, а должен (да что там должен – ПРОСТО ОБЯЗАН!) остановить войну России против Украины. И не потому, что Трампу, как считает часть публики, «срочно нужна» Нобелевская премия мира; и не потому, что «друг Владимир» должен был оказать уважение «другу Дональду»; и даже не потому, что Путин – «агент ЦРУ, выполняющий волю Лэнгли по очистке украинской территории для последующего заселения богоизбранным народом», как нам рассказывают время от времени подверженные осенне-весенней меланхолии конспирологи.
Нет, нет и, конечно, нет. Всё несколько проще.
Дело в том, что для Трампа, выросшего в условиях прагматичного выживания среди плотоядных рептилий бизнес-джунглей Нью-Йорка, где за каждую иррациональную рефлексию жизнь выставляет кругленький счёт, каждый день продолжения войны в Украине – очевидная нелепость на грани абсурда.
Как человек, имеющий доступ на закрытые мероприятия RNC, я не буду сейчас тянуть одеяло на себя и делиться внутрипартийными инсайдами, но прошу поверить мне на слово: по оценкам республиканцев уровень стратегических, геополитических, экономических, демографических потерь России в этой войне – ужасен!
Ещё до прихода в Белый дом Трамп искренне был убеждён, что в Кремле не могут этого не понимать, поэтому и остановка войны неизбежна чуть ли не в течение 24 часов – стоит только предложить Москве более-менее вразумительные компромиссы, на что администрация Байдена, по мнению Трампа, была неспособна. Для прагматика из бизнеса признание ошибки и молниеносный разворот политики на 180 градусов – всего лишь бизнес-решение, минимизирующее непредвиденные издержки и досадные убытки. Словом, ничего личного – только бизнес.
В этом и есть ОШИБКА ТРАМПА.
Рациональному бизнес-мышлению не понять ход мысли так называемого ДЕРЖАВНИКА, который выстраивает для своих подданных конструкцию авторитарного управления на зыбкой почве мифологии о сакральности, непогрешимости и недоступной простым смертным мудрости верховной власти. При такой системе признание ошибки – и есть ошибка, которая может расшатать устои, разорвать скрепы, обрушить конструкцию.
То есть, иными словами, признание ошибки – недопустимая роскошь.
Таким образом, базовая ошибка Трампа – его фундаментальное a sense of incomprehension кремлёвского визави – стала причиной, из которой проистекает закономерное следствие: слишком долгое непризнание самим 47-м президентом США и частью его ближайшего окружения очевидного факта, что Россия, провалившая в первые же недели войны план своего стремительного «Ура-ура!»-наступления и увязшая в результате этого провала в украинском чернозёме, – глубоко и прочно сидит теперь, от безысходности, уже который год кряду на крючке интересов расчётливого и терпеливого восточного соседа. Соскочить России с этого крючка уже почти невозможно – резать придётся по живому, а это больно.
Стоит признать, что в самой России здравомыслящие люди хорошо понимают глубину роковой ошибки и абсурдность войны ради чужих стратегических интересов. Ведущий в России специалист по Китаю, директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей МАСЛОВ ещё 5 апреля 2022 года в интервью газете «Московский комсомолец» сказал следующее:
«Полагаю, что Китай, как всегда, хочет, чтобы плод сам упал ему в руки. Сейчас Китаю крайне выгодна нынешняя ситуация в Европе. Весь негатив направлен на Россию. <…> Кроме того, Си ЦЗИНЬПИН, похоже, выстроил для себя такую конструкцию мира, в которой Россия занимает важное место и играет роль спойлера по отношению к США: делает за Китай то, что Китай хотел бы сделать, но не делает».
В Вашингтоне подобных оценок тоже пруд пруди. К примеру, совсем недавно стратегический аналитик военной разведки, экс-сотрудница Разведывательного управления Пентагона Ребекка КОФФЛЕР написала, что председатель Си Цзиньпин не заинтересован в завершении войны в Украине – наоборот, Пекин стремится максимально затянуть её.
Западные эксперты видят в поддержке Москвы Китаем стратегический расчёт: затяжной конфликт позволяет Китаю уменьшить запасы американского оружия и снизить готовность США к противодействию потенциальному вторжению на Тайвань, которое рассматривается как реалистичный сценарий до 2027 года.
Не далее как 5 июля в интервью газете The New York Times глава НАТО Марк РЮТТЕ не исключил, что в не столь отдалённом будущем именно по требованию Китая Россия может напасть на территорию альянса:
«Если Китай решится применить силу в отношении Тайваня, то лидер КНР Си Цзиньпин может привлечь президента России Владимира Путина для отвлечения европейцев от ситуации в Индо-Тихоокеанском регионе, напав на территорию НАТО», – пояснил генсек альянса.
Собственно, о том, что вторжение в Украину является жестокой ошибкой, предопределившей дальнейшую судьбу России в качестве ракетно-сырьевого сателлита Китая со всеми вытекающими последствиями «северокорейского» формата, при котором Россия фактически своими руками лишает себя геополитической субъектности, низводя «Третий Рим» до уровня «младшего партнёра» конструируемой Поднебесной империи нового образца, – ваш покорный слуга написал практически сразу после начала войны и продолжал писать на протяжении всех этих лет. Некоторые из опубликованных заметок можно посмотреть в комментариях.
Но сейчас я бы хотел предложить небольшой отрывок из заметки от 21 июля 2023 года «Июльские визиты “старого друга” в Китай – зловещий знак для Москвы», посвящённой визиту Генри КИССИНДЖЕРА в Пекин, который он совершил незадолго до своего ухода в лучший мир.
Я тогда специально заострил внимание на следующем немаловажном нюансе:
«Призыв Киссинджера остановить эскалацию, обращённый к Вашингтону и Пекину, сам по себе замечателен и своевременен. Однако для Москвы он должен быть как скрежет гвоздя по стеклу.
В своих рассуждениях, упирая на опасность войны между США и Китаем, представляя её как самую большую и единственную угрозу человечеству, Киссинджер полностью игнорирует Россию, окончательно и бесповоротно вычёркивая Москву из треугольника глобального баланса сил (Вашингтон – Пекин – Москва), который сам же и создавал 52 года назад.
По мнению ветерана американской дипломатии, в мировом балансе главная роль теперь отводится только двум глобальным центрам – США и Китаю, и двум крупным региональным – Евросоюзу и Индии. Место России в новой архитектуре низведено до роли второстепенного объекта в зоне контроля и ответственности Поднебесной. При такой конфигурации и ключи к прекращению войны в Украине должны находиться вовсе не в Кремле, а в пекинской государственной резиденции Дяоюйтай».
В общем, веду я к следующему. Думаю, что сегодня, после девяти месяцев бесплодных переговоров с Кремлём, при отсутствии каких-либо результатов от встречи на Аляске, 47-й президент США Дональд Трамп признал не только ошибку своего «понимания» Владимира Путина, но и готов прислушаться к условному совету Генри Киссинджера: ключ к миру в Украине давно пора искать не в Кремле, а в пекинской государственной резиденции Дяоюйтай.
Введённые на днях Белым домом санкции против двух крупнейших нефтяных компаний России – первый шаг на пути новой политики Вашингтона в отношении Кремля. Москва, судя по всему, перестаёт быть целью внешнеполитических усилий США. Время, терпение и ресурс упрямой «ошибки» Трампа исчерпали свой объективный лимит. Москва более не интересна. Договариваться будут с истинным «ХОЗЯИНОМ ПОЛОЖЕНИЯ».
По словам пресс-секретаря Белого дома, уже утром в четверг, 30 октября, президент США примет участие в двусторонней встрече с Си Цзиньпином. Она завершит азиатское турне Трампа, в рамках которого он планирует побывать в Малайзии, Японии и Южной Корее.
Ранее журналисты Bloomberg сообщали, что Трамп намерен обсудить с Си Цзиньпином варианты завершения конфликта в Украине. Также, по данным издания, главы стран поговорят о закупках Китаем российской нефти. Как отметил хозяин Белого дома, китайский лидер будет «очень восприимчив» к его мнению.
Напомню, что крупнейшие китайские государственные нефтяные компании PetroChina, Sinopec, CNOOC и Zhenhua Oil уже прекратили закупать поставляемую морем нефть из РФ после того, как США ввели санкции против «Роснефти» и «Лукойла». Об этом 23 октября сообщило агентство Reuters со ссылкой на многочисленные торговые источники.
НПЗ Индии также намерены прекратить импорт сырой нефти из Москвы в соответствии с санкциями США, напоминает агентство.
Что ж, для Трампа признание любой ошибки – всего лишь рациональное бизнес-решение. А вот для Москвы, которую две сверхдержавы могут запросто вывести за скобки глобального уравнения формируемого нового баланса сил, упорно непризнаваемая ошибка потенциально может стать «геополитической катастрофой» таких масштабов и таких последствий, что развал СССР покажется игрой в детской песочнице геополитики.
Впрочем, как мы уже не раз говорили, каждый сам хозяин своей судьбы.
P. S. В своё время председатель законодательной комиссии, разработавшей знаменитый Гражданский кодекс Наполеона, Антуан Буле де ла Мерт воскликнул:
C’est plus qu’un crime, c’est une faute! / «Это больше, чем преступление: это ошибка!».
С тех пор фраза ушла в народ и стала крылатой.
Жаль, что не все помнят, что ошибки лучше признавать, чем не признавать. А ещё лучше – исправлять! И желательно вовремя.
Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото: Reuters.
ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!
Реклама
26.10.2025,
10:00
23.10.2025,
15:30
28.10.2025,
10:30
Реклама
Реклама