За что осудили Алику Мухамадиеву

Не дейді-ей

04.11.2025,

  в 09:00

1969

Почему нельзя прощать ксенофобию в любом ее проявлении

История не очень умной девушки Алики Мухамадиевой, без сомнения, стала резонансной, даже несмотря на то, что это не первый и, к сожалению, не последний приговор за публичное проявление ксенофобии, как бы она там ни называлась: шовинизм, ультранационализм, религиозная, гендерная нетерпимость и так далее.

В этом вопросе власти Казахстана занимают очень жесткую позицию, и все граждане вне зависимости от национальности в этом смысле равны перед законом. В этом можно убедиться по фамилиям осужденных за проявление ксенофобии, которое имеет юридическую дефиницию «разжигание межнациональной розни».

В этом есть одно очень простое соображение. Ничто так не возбуждает людей, как ксенофобские призывы. Долгие века совместного проживания сопровождаются долгими обидами, при желании можно выстроить любую идеологическую конструкцию, обосновывающую необходимость дискриминации того или иного этноса, рода, выходцев из определенной местности и т.д.

Ксенофобия была и есть мощнейшим оружием для разрушения любого государства.

Егор ГАЙДАР в одной из своих книг рассказал о судьбе Слободана МИЛОШЕВИЧА, умершего во время суда в Гааге по обвинению в военных преступлениях, геноциде и преступлений против человечества.

«Важнейшим участником политического процесса, эксплуатирующим идеи радикального национализма, было руководство Сербии. Сербскую компартию в это время возглавлял талантливый, харизматичный, хорошо образованный, имеющий опыт работы в рыночной экономике С. Милошевич. Очевидная в конце 1980-х годов эрозия привлекательности коммунистических идеалов оставляет ему одну возможность сохранить контроль над политической ситуацией в Сербии — эксплуатация темы сербского национализма…», — писал Гайдар о Милошевиче.

Милошевич провел рыночные реформы, вытащив Югославию из глубокого кризиса. Но когда настало время идти на выборы, стало очевидно, что дальнейшие реформы, предполагающие отказ от многочисленных социалистических принципов в виде пособий, субсидий, дотаций и прямой поддержки государством убыточных отраслей, не будут поддержаны избирателями. А вот националистическая риторика гарантирует электоральный успех.

Да, он победил на выборах, но закончилось это кровопролитной войной и распадом Югославии, являвшейся союзом нескольких национальных образований, объединенных после Второй мировой войны в федеративное государство.

То есть нет лучше способа развалить страну и заставить людей убивать друг друга по национальному признаку, чем поощрение ксенофобии.

Впрочем, выживание любого государства – проблема самого этого государства. Что касается Казахстана — в мире всем глубоко плевать, будет существовать Казахстан как независимое государство или нет. Но вот использовать наши внутренние проблемы в каких-то своих целях – желающих хоть отбавляй.

Так в России всегда находят отклик истории, тиражируемые СМИ, о том, как в нашей стране ущемляют права русскоязычных граждан — якобы целенаправленно закрываются русские школы, неказахов повсеместно вытесняют и т.д. Эти темы поднимают и депутаты, и общественные деятели, но, по счастью, казахстанским дипломатам удается удерживать подобного рода дискуссии на маргинальном уровне, не вынося их во внешнеполитическую повестку.

С другой стороны, с началом войны и украинские блогеры и активисты стали выдергивать собеседников из Казахстана, как правило, не очень умных и не всегда трезвых. Нехитрыми приемами украинские граждане выводили граждан нашей страны на рассуждения о территориальной целостности нашей страны, отрицании статуса казахского языка и даже самой государственности Казахстана.

Затем эти беседы выкладывались в интернет.

Разумеется, допустившие антиказахстанские высказывания граждане тут же попадали в поле зрения правоохранительных органов нашей страны и получали серьезное наказание в виде лишения свободы на длительный срок.

Власти Казахстана стараются придерживаться золотой середины и не позволять гражданам впадать в ксенофобскую риторику.

С этой точки зрения, единственным адекватным ответом являются жесткие и даже жестокие меры по отношению к любому гражданину Казахстана, допустившему проявления ксенофобии.

Вряд ли глупенькая Алика понимает, к чему могут привести ее слова.

Но всем остальным гражданам страны этот приговор, как и все другие по обвинению в межнациональной розни – четкий сигнал от властей: следите за языком.

Почва для ксенофобии есть в любой стране. Желающие снять тонкую яблочную кожуру культуры, по определению НИЦШЕ прикрывающую раскаленный хаос, есть как внутри Казахстана, так и за его пределами.

У всех есть свой интерес.

Мы уже сталкивались и не раз с погромами граждан под предлогом передела собственности, криминальных потоков и прочими делами, прикрывавшимися оскорбленным национальным достоинством. То есть никто не ангел, по большому счету монстр ксенофобии только и ждет возможности вырваться на свободу.

Можно долго рассуждать об избыточной гуманности или, наоборот, чрезмерной жестокости приговора молодой женщине. Но все эти споры не будут стоить и выеденного яйца, если мы в Казахстане дадим волю темным инстинктам. В этом смысле лишение свободы допустившего проявление ксенофобии гражданина — это очень небольшая жертва во имя сохранения очень и очень хрупкого мира. Мы не можем его потерять из-за слов, произнесенных в запале или, может быть, намеренно.

Весь процесс Алика Мухамадиева плакала и выражала сожаление по поводу своих высказываний.

Очень хочется думать, что ее слезы были искренними и станут хорошим уроком для всех, кто попытается дать волю демону ксенофобии, к сожалению, живущему почти в каждом из нас. Футуролог Юваль Ной ХАРАРИ писал, что первый геноцид совершили именно сапиенсы по отношению к другим видам хомо. Ненависть к себе подобным — у нас в крови. К расам, религиям, национальностям, родам и т.д.

И сколько бы ни рыдала Алика, ее наказание — всего лишь одна из превентивных мер, сдерживающих эту ненависть, сидящую в крови.

Фото: скрин видео из соцсетей.

ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!