Сколько человек в Карагандинской области останется без работы к концу года

Дау-дамай

20.11.2025,

  в 18:00

907

На фоне красивых цифр акима региона работы лишились шахтёры, а хлебозавод Нигматулина закрывается

На прошлой неделе в социальных сетях появилась информация, что с шахты «Кировская» компании Altyn Komir Service увольняют 200 шахтёров. Они пожаловались карагандинскому блогеру Бахтияру ОМАРХАНОВУ. Шахтёры сообщили, что их зарплата ниже, чем рассказывает аким области, а также что им выплатили зарплату от 100 до 170 тысяч за месяц работы. Нам удалось связаться с шахтёрами, попавшими под сокращение: они пояснили, что такая ситуация сложилась только у тех, кто перестанет работать на шахте «Кировская» с 21 ноября. Оставшимся работникам выплатили полную зарплату. Также в бюджет не перечислили ОСМС и пенсионные, не выдали квитки, где были бы расписаны их рабочие часы и оклады.

– Кого оставили, тем закрыли по 300-400 тысяч тенге, а те, кто в списке сокращённых, закрыли по 150 и меньше. Потом нам будут выплачивать компенсацию, но мы не знаем какую. Никаких пояснений нам не давали, никто не объявлял о снижении зарплаты. Забоя осталось два, люди им не нужны, – рассказал один из горняков. Людям объяснили, что у компании сократился рынок сбыта.

– Всем работа теперь нужна, никого не волнует, куда мы пойдём. На пенсию уйти никто не сможет. Есть и молодые: у кого-то ипотека размером с зарплату в октябре, кто-то алименты платит. Разные ситуации. А размер компенсации нам не сказали.

Бухгалтерия сказала горнякам, что квитки дали их начальству, а начальники заявили, что ничего не получали. Так длится уже два месяца. Понятное дело, что люди возмутились и попытались привлечь внимание. Открыто говорить все боятся – вдруг не заплатят вовсе. Но обращение в социальные сети ни к чему не привело. Во всяком случае, администрация Ермаганбета БУЛЕКПАЕВА никак публично не отреагировала. Вместо этого на шахту отправили журналиста из Instagram-канала, который принадлежит акимату области.

Руководство шахты заявило журналисту, что информация не полностью соответствует действительности. Зарплату начисляли согласно законодательству и договорам. Официальная версия такова: в октябре минимальную зарплату выплатили только 30 сотрудникам, которые отработали от 0 до 90 часов, а премии начислили не всем работникам из-за невыполнения плана по добыче угля.

– Зарплаты у нас платятся вовремя – зарплата и премиальные. Приняли решение перейти на новую технологию, существует ряд проблем, это производство, и каждый человек должен понимать: каждого человека мы не оставим без внимания, и мы открыты для диалога, – сказал директор предприятия Рустам ШАЯХМЕТОВ. Один шахтёр назвал жалобы в соцсетях саботажем и заявил, что все довольны своей работой. Горняки прокомментировали этот ролик так:

– Приезжала съёмочная группа, поставили одного человека, который сказал, что его всё устраивает, а вокруг все саботажники. И то, что от 0 до 90 людям закрыли по минималке, а по факту у нас у многих по 126 часов отработаны.

Сокращения на шахте вообще никак не прокомментированы. При этом никто напрямую не опровергает эти сообщения об увольнении, что тоже странно. Горняки надеялись на реакцию местной власти, но её не получили. Информация в соцсетях опубликована неделю назад.

ТОО Altyn Komir Service входит в группу компаний Exim Artis. Год назад начальники докладывали акиму области, что наращивают добычу угля, готовится ещё одна лава, а также внедрена система подземного позиционирования персонала. Согласно некоторым судебным постановлениям у ТОО Altyn Komir Service есть реабилитационный управляющий, соответственно компания проходит финансовую реабилитацию, наложены аресты на банковские счета. В сервисе adata указано, что в сентябре этого года ТОО выплатило 149 млн тенге налогов, в октябре – 8,5 млн тенге, в ноябре – 4,7 млн тенге.

Не все согласились с утверждениями в сюжете. Нам шахтёры ответили, что ничего чужого не требуют – только всю свою зарплату, налоги и нормальные выплаты после сокращения на работе. Так или иначе, очевидно, что на предприятии есть проблемы и нет реакции, тем более что пока ещё идёт Год рабочих профессий.

Также стало известно, что хлебобулочный завод «Сарыарқа Нан Караганды» прекращает свою деятельность. Первые слухи появились ещё в начале ноября и оказались вовсе не слухами: 17 ноября работникам официально об этом объявили.

«Да, информация подтверждается. На месте «Сарыарқа Нан» действительно планируется открытие другого предприятия. Руководство «Сарыарқа Нан» в первую очередь думает о сотрудниках: всем будут предложены рабочие места на аналогичных производствах, а также предусмотрены необходимые выплаты. Кроме того, акимат Караганды держит ситуацию под личным контролем – делается всё возможное, чтобы каждый сотрудник был трудоустроен и получил поддержку в этот период. Руководство завода максимально помогает людям и сопровождает этот процесс», – такой ответ распространяется с аккаунта завода.

Этот завод принадлежит Ерлану НИГМАТУЛИНУ. Какое предприятие можно открыть на бывшем хлебозаводе, кроме хлебозавода, – неизвестно. Персонал, попавший под сокращение (а это около 500 человек), не в восторге от того, что остался без работы накануне Нового года. Посмотрим, как их устроит на работу акимат.

К слову, обрастает слухами и другой бизнес Нигматулина – ферросплавный завод YDD, но никакой конкретики по нему пока нет. В прошлом году во время выброса огня из печи пострадало восемь человек, четверо скончались от ожогов в больнице. Местная власть спустила на тормозах эту историю: по итогам расследования у акимата области даже не хватило смелости провести брифинг на эту тему. Хотя я лично спрашивала во время аппаратного совещания акима области Булекпаева, и он ответил, что брифинг будет.

При этом с YDD судился департамент по ЧС области, поскольку после аварии сотрудники завода не пускали спасателей 40 минут. Скорее всего, об аварии узнали гораздо позже, потому что скорую помощь на завод не вызвали. Пострадавших отвезли в больницу сами сотрудники YDD. В соцсетях распространили видео этой поездки, где у людей были чёрные, сгоревшие лица, и кусками висела кожа. Но, пожалуй, для местной власти этого было недостаточно. С Нигматулиными лучше публично не ссориться – просто на всякий случай.

Складывается впечатление, что главная задача нынешней администрации – максимально дистанцироваться от любой публичности, и в итоге это делает Ермаганбета Булекпаева одним из самых слабых акимов региона за последние годы.

Фото: © Hronika.kz / Анастасия Багрова.

ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!