Следствие: АО «Qarmet» управлял криминальный авторитет

Дау-дамай

21.12.2025,

  в 12:00

2428

По версии органов досудебного расследования, у нас в стране тупые управленцы, контролирующие органы и чиновники

Апелляционная инстанция должна решить – где будет рассматриваться уголовное дело в отношении ОПГ, созданной, по версии гособвинения, криминальным авторитетом, которая обвиняется в поставках на «Qarmet» мусора под видом металла. Гособвинение хочет, чтобы суд был в Астане, подальше от места преступления, адвокаты настаивают на Темиртау. По мнению защиты, процесс пытаются провести подальше от предприятия, потому что на самом деле за поставку всякого шлака должен отвечать его директор.

Немного о сути обвинения. По версии расследовавшего дело старшего следователя по ОВД СД МВД подполковника АБЖАНОВА, криминальный авторитет Мирас АХМЕТЖАНОВ, судимый в 2009 году за кражу в группе лиц, открыл ТОО «NORTH 2050», которое в 2018 году заключило договор с АО «Arcelor Mittal Temirtau» (ныне-АО «Qarmet») за №Y5697 сроком до 31.12.2023 года «Об оказании охранных услуг» на территории производственных участков, в том числе копрового цеха. Что такое копровый цех? Это место, где ежемесячно с 15 по 20 числа принимают металлолом. «Qarmet» на закрытом портале «Integra» объявляет тендер на поставку черного лома и цветных металлоломов, поставщики, зарегистрированные в Единой системе управления бизнес-процессами — «SАР», получают уведомление и привозят металлолом в железнодорожных вагонах. с 2021-2023 годы, согласно сведениям системы «SАР», тендер на поставку металлолома выигрывали 11 ТОО, включая «ITS GmbH», которое также принадлежало Ахметжанову.

Вагоны с металлоломом дважды взвешиваются до разгрузки с участием инспектора привлеченной независимой компании по оценке качества металлолома — ТОО «Бюро Веритас Казахстан» и один раз после разгрузки. Инспектор определяет, сколько в них мусора в виде земли, бумаги, песка, глины, ржавчины, нагара, ветоши, резины, пластика, дерева, а также льда, снега, и т.п., и все тщательно послойно фотографирует. Если засоренность до пяти процентов, к оплате принимается фактический вес металлолома за вычетом процента засоренности. Если от пяти до десяти процентов – цена за фактический металл снижается на пять процентов. Если больше десяти — покупатель вправе отказаться от приёмки вагона.

По версии следствия, в январе 2021 года Ахметжанов решил совершать на АО «Qarmet» систематические хищения, заполняя вагоны шлаком, породой, рудой, щебнем, скрапом, окалиной, землей и песком. Одним словом, всем, чем можно, только не металлом. Потому что металла у ТОО «ITS GmbH» фактически не было: счета-фактуры, по которым фирма Ахметжанова якобы приобретала его у субпоставщиков из Карагандинской и Павлодарской областей с 2021 года по 2023 год, оказались фиктивными.

При этом Ахметжанов знал и о взвешивании вагонов на электронных весах копрового цеха, и о непрерывном и сплошном видеонаблюдении по всей территории, и о строгом учете поставляемого металлолома, и о службе безопасности АО «Qarmet», и о независимой организации по оценке качества металлолома ТОО «Бюро Веритас». Но его лидерские качества, организаторские способности, волевой характер и авторитет в криминальной среде Карагандинской области, по версии гособвинения, всех победили.

Он подобрал членов преступной группы, которых трудоустроил на руководящие должности копрового цеха. Нашел других лиц, которым про ОПГ не говорил, но трудоустроил «на руководящие должности для занятия главенствующей роли в деятельности АО «Qarmet» и других подконтрольных компаний… Пользуясь своим криминальным авторитетом, принимал меры по обеспечению силовой поддержки участникам группы, в случае возникновения конфликтных ситуаций с другими криминальными элементами, а также с руководством АО «Qarmet» и другими подконтрольными компаниями».

Чтобы скрыть следы преступления, ОПГ Ахметжанова, по версии следствия, верхние части вагонов загружала металлоломом и закрывала металлическими профилированными листами. Далее эти вагоны сопровождали люди из ОПГ. Они же передавали от 200 тысяч до миллиона тенге за вагон с мусором инспекторам ТОО «Бюро Веритас» и сменным мастерам копрового цеха, отмечая вагоны буквами «М» — маленькая засоренность до 20%, «Б» – большая засоренность более 20% и «Ш» – шляпа засоренность более 50%. Так продолжалось с января 2021 года по декабрь 2023 года, АО «Qarmet» причинен материальный ущерб в размере 1 503 954 694, 30 тенге.

Между тем, защита обвиняемых ссылается на то, что, согласно результатам служебного расследования самого АО «Qarmet» от 26.02.2024 года, недостача лома в 12 554 тонн образовалась в 2023 году, при этом при выгрузке покупной лом черных металлов смешивается с ломом местного производства, в связи с чем на площадках складирования металлолома невозможно определить количество покупного металлолома. И как следствие его недостачу. При этом комиссией установлено, что расхождение допущено по вине директоратов АО «AMT» (в настоящее время АО «Qarmet»). Но его по какой-то причине среди 13 обвиняемых нет.

Регулярно следя за судебными процессами, я наблюдаю одну и ту же картину: по версии гособвинения, злодеи годами нагло похищают миллиарды и триллионы, а тот, кто в силу служебных обязанностей не может этого не видеть, скромно молчит и страдает. И никакой ответственности за свое бездействие и тупость, разумеется, не несет. Как наш директор АО «AMT». Возьмем недавний приговор отцу и сыну ДОЛГАЛЕВЫМ, обвиненным в том, что они, отодвинув других соучредителей ТОО «Тиолайн» (в котором у Виктора ДОЛГАЛЕВА была доля только 20 процентов) и не подчинившись требованиям Минпрома, решившего разорвать контракт, продолжили добычу титан-циркониевой руды на Обуховском месторождении. И нанесли государству ущерб в четыре триллиона тенге. Суд над ними, к слову, удивительным образом перекочевал из Петропавловска в Павлодар – тоже подальше от места преступления. На процессе прокурор и потерпевшие — представители акимата Тайыншинского района СКО и министерства промышленности — на полном серьезе рассказывали, что монстры Долгалевы самовольно и скрытно (!) черпали наши недра и никто — ни министерство, ни КНБ, ни полиция — не могли их остановить, а все только страдали.

Согласно обвинительному заключению за два года незаконно и скрытно добыто 917 750 тонн руды, произведено и экспортировано в Китай, Индию, Россию и другие страны 96 094,5 тонн концентрата, — напомнила я представителю потерпевшего, руководителю управления исполнения лицензионно-контрактных обязательств Саяту ИСАТОВУ в перерыве между заседаниями суда. — Это колоссальный объём, требующий тяжёлой техники, логистики, складов.
Если добыча была “самовольной” и “скрытой”, то как она могла проходить при таком масштабе и экспортироваться в десятки стран с таможенными декларациями, без немедленной блокировки со стороны КГД и КНБ?
 Титан-циркониевая руда относится к стратегическим видам сырья, ее экспорт контролируется. У нас настолько бессильное или безалаберное государство?

— Я не хочу с вами разговаривать, — ответил чиновник и убежал по судебному коридору.

А мне вот интересно, почему рядом с Долгалевыми на скамье подсудимых не сидели ни сослуживцы Исатова (или он сам), позволявшие два года разорять наши недра, ни налоговики с комитетчиками?

Или возьмем другой судебный процесс, который продолжается сейчас в СМУС Павлодарской области – над бывшим сотрудником Антикора Саматом БЕЙСЕМБАЕВЫМ. На нем, правда, удивило отношение следствия не к обвиняемому, а к потерпевшему – бизнесмену Мади СМАГУЛОВУ, у которого антикоровец, по версии гособвинения, путем вымогательства просто так отобрал 396 миллионов тенге. При этом весь город судачит, что Бейсембаев просто крышевал Смагулова. К примеру, 20.12.2023 года Бейсембаев, согласно обвинительному заключению, потребовал 10 миллионов тенге. В это время ТОО «АльянсСтройКорпус» Смагулова ремонтировало кровлю Майской районной больницы. И вот, внимание: Бейсембаев, как считает следствие, «позвонил неустановленному лицу и, представившись сотрудником антикоррупционной службы по Павлодарской области, (…) потребовал подписать акт выполненных работ и выплатить ТОО денежные средства. Несмотря на наличие незавершённых видов строительно-монтажных работ, акт выполненных работ был подписан. 22.12.2023 г. на расчётный счёт ТОО “АльянсСтройКорпус” последовало поступление денежных средств в общей сумме 34 376 663 тенге».

Ну и где это «неустановленное лицо», которое выплатило 34 государственных миллиона за несделанную работу? Почему оно не сидит в клетке рядом с Бейсембаевым? И почему следствию так трудно поднять документы и установить его, в конце концов? Тоже жалко, потому что гособвинение считает, что это лицо просто тупое, а не корыстное?

ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!