За что учредитель ТОО «ТРАНСТУРС Казахстан» получила 350 тысяч долларов

Дау-дамай

04.08.2025,

  в 09:00

1750

И как ulysmedia.kz нашёл выход к правде, опубликовав сведения, не соответствующие действительности

В 2024 году ulysmedia.kz, а также подконтрольный этому сайту Telegram-канал «Выход к правде» активно следили за ситуацией вокруг уголовного дела в отношении ТОО «ЖелДорТранс-Актобе», поводом для которого стало ДТП со смертельным исходом.  Дело в том, что в октябре 2021 года мать пятерых детей Гульзада ЖАНТАСОВА, переходившая магистральные железнодорожные пути на участке Уральск-Желаево в неположенном месте и игнорируя звуковые сигналы об опасности дежурного по переезду, была сбита тепловозом, принадлежавшем ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» и перевозившим работников Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В. в рамках тендера, который выиграло ТОО «ТРАНСТУРС Казахстан». Почему Жантасова грубо пренебрегала собственной безопасностью – до сих пор неизвестно. Женщина скончалась в больнице. Уголовное дело было закрыто в 2021 году, так как следствие не установило вины машинистов тепловоза. Безусловно, это огромное горе для семьи. Однако в этой истории удивило то, как цинично трагедию использовали для достижения корыстных интересов люди, не имевшие никакого отношения к семье. Уголовное дело было вновь открыто ровно тогда, когда ТОО «ТРАНСТУРС Казахстан» поняло, что в очередной раз выиграть тендер у него не получится. Да и компания Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В. предпочла получать услуги ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» без посредников в виде туристической фирмы ТОО «ТРАНСТУРС Казахстан», у которой на балансе нет не только необходимых пассажирских вагонов, но и тепловозов.

К слову, уголовное дело до настоящего времени возобновлялось уже четыре раза, и до сих пор в нём не поставлена точка, потому что учредитель ТОО «ТРАНСТУРС Казахстан», обладая обширными связями в правоохранительных органах, мстит по-крупному. Более того, активно задействовало в своём плане мести известную юридическую фирму и медиаресурсы. Среди них оказались ulysmedia.kz и, разумеется, осужденный за травлю граждан в сети и незаконное использование персональных данных блогер Михаил КОЗАЧКОВ.

Так вот, в начале июля 2025 года ulysmedia.kz вынуждено было опровергнуть сведения, которые опубликовало в статье «Жертвы для экономии: дело о смерти казахстанки спускают на тормозах» 10 октября 2024 года на сайте сетевого издания, а также в Telegram-канале «Выход к правде»: «Содержатся следующие сведения, не соответствующие действительности и порочащие деловую репутацию ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» и его руководства: «Однако дело было закрыто на основании заключения другого эксперта, содержание которого сводится к тому, что маневровый локомотив, наоборот, вполне может использоваться для работы на магистральных маршрутах в пассажирских перевозках и обзору машиниста якобы ничего не мешает. При этом, как говорит Азамат, быстро выяснилось, что этот «независимый эксперт» состоял в контакте с руководством ТОО «Желдортранс-Актобе», более того, переписывался с ними в WhatsApp, получая указания, какие именно выводы «независимой экспертизы» им нужны». 

«Дело в том, что ТОО «Желдортранс-Актобе» осуществляло перевозку пассажиров — работников Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В. маневровым тепловозом в хозяйственном виде движения, а должно было использовать магистральный локомотив в пассажирском движении. Такое требование подтверждают и в министерстве транспорта РК, ссылаясь на соответствующее законодательство». 

«Даже машинист маневрового тепловоза, сбившего в тот злосчастный день мать Азамата, на допросе заявлял, что тормозить начал лишь после сигнала помощника, поскольку конструкционная особенность маневрового тепловоза ТОО «Желдортранс-Актобе» затрудняет обзор для машиниста, и своевременно увидеть Гульзаду Жантасову на путях, предприняв все необходимые меры, было невозможно. Все это, в том числе и недопустимость использования маневровых тепловозов при пассажирских перевозках из требований безопасности, подтверждено заключениями опытных экспертов и специалистов».

Не соответствующими действительными являются следующие сведения: «Несчастье произошло в октябре 2021 года, когда мать пятерых детей Гульзаду Жантасову сбили на магистральных железнодорожных путях участка от станции Казахстан (г. Аксай, ЗКО) до станции Уральск, женщина скончалась на месте. На иждивении у ее старшего сына Азамата остались несовершеннолетние братья и сестры, плюс трое собственных детей»;

«Как говорит сам Азамат, дело было быстро закрыто. Он подозревает, что владелец ТОО «Желдортранс-Актобе», кому принадлежал убивший его маму локомотив, поспособствовал этому, поскольку вина руководства данной компании очевидна».

«Дело в том, что ТОО «Желдортранс-Актобе» осуществляло перевозку пассажиров – работников Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В. маневровым тепловозом в хозяйственном виде движения, а должно было использовать магистральный локомотив в пассажирском движении. Такое требование подтверждают и в министерстве транспорта РК, ссылаясь на соответствующее законодательство». «Даже машинист маневрового тепловоза, сбившего в тот злосчастный день мать Азамата, на допросе заявлял, что тормозить начал лишь после сигнала помощника, поскольку конструкционная особенность маневрового тепловоза ТОО «Желдортранс-Актобе» затрудняет обзор для машиниста, и своевременно увидеть Гульзаду Жантасову на путях, предприняв все необходимые меры, было невозможно. Все это, в том числе и недопустимость использования маневровых тепловозов при пассажирских перевозках из требований безопасности подтверждено заключениями опытных экспертов и специалистов».

«Независимый эксперт» состоял в контакте с руководством ТОО «Желдортранс-Актобе», более того, переписывался с ними в WhatsApp, получая указания, какие именно выводы «независимой экспертизы» им нужны».

«Конечно же, уголовное дело в отношении этого эксперта было возбуждено, но через некоторое время Главная транспортная прокуратура необоснованно расследование прекратила. При этом, как объяснили Джампеисову специалисты по юриспруденции, по делу не были проведены даже самые элементарные следственные действия — например, не допрошены должностные лица ТОО «Желдортранс-Актобе», контактировавшие с экспертом».

«При этом всем очевидно наличие конфликта интересов: понятно же, что фирма изготовитель не будет обличать собственную продукцию и подтвердит все, что угодно покупателю. И уж точно там заявят, что их маневровые тепловозы легко можно использовать в качестве локомотивов для пассажирских перевозок на магистральных путях».

Мы не собираемся давать оценку действиям коллег. Просто констатируем факт: в этой ситуации они вовсе не собирались искать тот самый выход к правде. Итог – опровержение.

Дождёмся ли мы аналогичного опровержения от блогера Козачкова по аналогичным публикациям в отношении ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» — покажет время.

Сейчас же мы просто покажем, что учредитель ТОО «ТРАНСТУРС Казахстан» Карлыгаш АЛДАБЕРГЕНОВА/АУБАКИРОВА имела все необходимые финансовые ресурсы, чтобы устроить травлю своего бизнес-партнёра — ТОО «ЖелДорТранс-Актобе».

В распоряжении нашей редакции имеются договор между этими компаниями и расписки от лица сотрудников ТОО «ТРАНСТУРС Казахстан», имевшего прекрасный доход с контракта, который по логике вообще не должно было выиграть. Этот факт, к слову, вовсе не беспокоит прокуроров, которые отчаянно пытаются найти исключительно вину директора ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» Талгата ЖУМАГАЛИЕВА в несчастном случае. Дескать, не имел он права использовать тепловозы. И плевать на то, что были получены все разрешения, без которых КТЖ попросту не выпустило бы их на линии и не согласовало маршруты движения.

Итак, перед нами договор о совместной деятельности, который 10 июля 2018 года заключили ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» и ТОО «ТРАНСТУРС Казахстан» в рамках обслуживания сотрудников Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В. Сумма, которую ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» обязалось выплатить ТОО «ТРАНСТУРС Казахстан» за обслуживание контракта — 125 тысяч долларов. Внизу договора — расписка Алдабергеновой в получении всей суммы двумя траншами.

Впрочем, Алдабергенова не гнушалась и ещё просить деньги со своего бизнес-партнёра на собственные нужды. В общей сложности она поимела порядка 350 тысяч долларов.

Это не все расписки Алдабергеновой, а лишь часть. При этом ТОО «ТРАНСТУРС Казахстан» не выполняло абсолютно никаких работ. Только каким-то невероятным образом выиграло тендер, не имея за душой ни персонала, ни вагонов, ни тепловозов. Но зато более чем понятно, почему Алдабергенова задействовала все свои связи и медиа, чтобы испортить жизнь ТОО «ЖелДорТранс-Актобе», когда не получила новый контракт. 350 тысяч долларов – это очень серьёзные деньги, ради которых стоит напрягать связи. Учитывая, что сам контракт с Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В. составил чуть больше 2 млрд тенге за 5 лет.

В воскресенье, 3 августа 2025 года, железнодорожники Казахстана отмечали свой профессиональный праздник. Глава государства вручал награды самым достойным из них. А пока в залах Акорды звучали поздравления, более 340 железнодорожников ТОО «ЖелДорТранс-Актобе» записывали обращение к президенту, в котором просили прекратить беспредел со стороны правоохранительных органов, из-за которого компания несёт огромные убытки, а они могут лишится работы. Не до праздника было персоналу ТОО «ЖелДорТранс-Актобе».

Да и сам директор компании Талгат Жумагалиев вынужден был накануне Дня железнодорожника направить в администрацию главы государства обращение, в котором разложил по полочкам, какое давление испытывает его бизнес только потому, что он не отдал новый тендер ТОО «ТРАНСТУРС Казахстан», бизнес которого заключается лишь в продаже билетов и туров, но никак на связан с железнодорожными перевозками:

«Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!

С 2021 года в отношении меня и возглавляемой мной компании продолжается уголовное преследование по факту трагического случая наезда тепловоза на женщину, пересекавшую железнодорожные пути в неположенном месте. За это время уголовное дело четырежды прекращалось за отсутствием состава преступления и четыре раза возобновлялось, однако каждый раз незаконно возобновлялось по формальным основаниям, сопровождаясь:

— передачей дела из Уральска в Астану, затем в Алматы, при этом сменилось 7 следователей;

— арестами технически исправных локомотивов и многократными остановками перевозочного процесса, в том числе в выходные дни и вечернее время, когда замена тепловоза становилась затруднительной;

— блокировкой счетов и допросами сотрудников основного заказчика;

— сменой подследственности от Департамента транспортной полиции до отдела по расследованию убийств при Департаменте полиции.

Зафиксированы следующие факты процессуальных нарушений и давления:

— Из материалов дела исчезли 33 ходатайства адвокатов и все прилагаемые документы;

— Несмотря на то, что я не являлся машинистом, а только руководителем компании, меня признали подозреваемым;

— Следственные действия сопровождались систематическими нарушениями УПК и игнорированием заключений профильных экспертов».

В обращении Жумагалиев приводит следующий важный момент: «В выступлении начальника Департамента полиции на транспорте РК Малыбаева Б.А. указывалось, что по состоянию за 1 полугодие 2024 года за последние 5 лет зарегистрировано 603 наезда на граждан, из которых 361 со смертельным исходом. Однако руководители национального перевозчика АО «НК «КТЖ» ни разу не привлекались к ответственности». Хотя по логике прокуроров, которые предъявили подозрение в отношении руководителя ТОО «ЖелДорТранс-Актобе», все без исключения руководители КТЖ должны были оказаться за решёткой.

К слову, в материалах дела имеются шесть (!) экспертных заключений, подтверждающих исправность тепловоза ТЭМ2Н-УГМК и его пригодность к пассажирским перевозкам; заключения специалистов вузов и НИИ по железнодорожному транспорту; официальные ответы АО «НК «КТЖ», Минтранса и завода-изготовителя о соответствии локомотива требованиям безопасности. В Казахстане уже не осталось экспертов, которые могли бы провести новые экспертизы, которые назначает следователь по указанию прокуроров.

Тем не менее, судя по настойчивости прокуроров, их задача — добиться любой экспертизы, которая сделает нужные выводы бенефициарам уголовного дела, и привлекут они для этой экспертизы кого угодно, только не Минтранс и КТЖ. Например, следователь в одном из постановлений посчитал, что предельно допустимая скорость для тепловоза составляет 15 км/ч, несмотря на то что имеется официальный ответ АО «НК «КТЖ», согласно которому на участке установлена допустимая скорость — 70 км/ч.

При этом дело возбуждено по ст. 306 и 344 УК РК, хотя отсутствует состав преступления, так как погибшая не являлась пассажиром и не получала услуги от компании. Поезд обслуживал контракт Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В., и компания не имела юридических или фактических обязательств перед погибшей: «Такое Постановление может свидетельствовать о злоупотреблении полномочиями либо непрофессионализме должностного лица, его издавшего, так как подрывает принципы законности, состязательности и объективности уголовного процесса. Заместителю прокурора из материалов уголовного дела достоверно известно, что:

1. В материалах уголовного дела имеются протоколы допросов меня, как первого руководителя, признанного по делу подозреваемым, моего заместителя, начальника участка, дежурного по переезду, машиниста и помощника машиниста, тогда о каких руководителях и сотрудниках ТОО идет речь в Постановлении?

2. Заместитель прокурора не может не знать, что по Республике Казахстан, согласно данным Министерства юстиции РК, экспертов в области железнодорожного транспорта, имеющих специализацию по шифру 22.1 всего 4 человека, трое из которых уже участвовали в производстве экспертиз по данному уголовному делу».

Указывая на эти грубейшие нарушения норм права, Талгат Жумагалиев просит президента поручить компетентным органам провести всестороннюю и объективную проверку действий должностных лиц, связанных с необоснованным преследованием ТОО «ЖелДорТранс-Актобе», а также обеспечить защиту законных прав и интересов компании, которая является добросовестным участником рынка железнодорожных перевозок и исправно платит налоги, обеспечивая работой более 340 граждан Казахстана.

UPD. Когда материал уже был готов к публикации, пришёл ответ на адвокатский запрос за подписью директора филиала РГКП «Центр судебных экспертиз Министерства юстиции Республики Казахстан» Института судебных экспертиз по Туркестанской области Шокана ТАСЫБАЕВА. В запросе центр просили дать пояснения по поводу постановления старшего следователя по ОВД СУ ДП г. Алматы БАЙРАМОВА от 18 июля 2025 года, которым была была назначена повторная экспертиза железнодорожного транспорта по уголовному делу.

Вот что пояснил директор филиала: «В рамках повторной экспертизы сформулированы вопросы, относящиеся к техническому устройству, функциональному назначению, условиям эксплуатации, соблюдению правил безопасности и нормативных требований при эксплуатации маневровых тепловозов, а также возможностям предотвращения транспортного происшествия. Согласно ст. 270 УПК РК, экспертиза назначается для разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла. При этом вопросы, касающиеся технических характеристик, эксплуатационных возможностей и конструктивных особенностей подвижного состава железнодорожного транспорта, а также соответствия его установленным техническим нормам и правилам безопасности, безусловно относятся к компетенции экспертов, обладающих знаниями в области железнодорожного транспорта. Кроме того, согласно п. 1 ст. 273 УПК РК, в качестве эксперта в разовом порядке может быть привлечено лицо, обладающее специальными познаниями и соответствующей квалификацией в нужной области. В состав экспертной комиссии, производившей повторную экспертизу, был включен специалист, имеющий высшее техническое образование, ученую степень кандидата технических наук по специальностям «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация» и «Железнодорожный путь, изыскание и проектирование железных дорог», а также практический стаж в соответствующей области. Его участие в экспертной комиссии обеспечило наличие необходимых специальных познаний для разрешения поставленных вопросов. Все сформулированные следователем вопросы носят технический характер, не затрагивают правовых или оценочных аспектов и не предполагают правовой квалификации деяния; направлены на выяснение фактических технических обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (в частности, техническое состояние локомотива, возможности торможения, обзорность, влияние конструктивных особенностей, соответствие нормам безопасности и т.д.); являются допустимыми в экспертной практике и ранее разрешались в рамках аналогичных экспертиз».

А теперь самое интересное: экспертиза назначена 18 июля 2025 года, а, согласно ответу, «производство повторной экспертизы было завершено 24 июля 2025 года». То есть эксперты управились меньше чем за неделю. При этом они даже не осматривали тепловоз. Похоже, наличие у специалиста учёной степени кандидата технических наук по специальностям подразумевает, что его теоретических знаний вполне достаточно, чтобы сделать выводы, не обозревая предмета изучения.

«Возвращение постановления без исполнения в данном случае не имеет правовых оснований, поскольку: вопросы соответствуют предмету экспертизы и требуют специальных научных знаний; эксперты обладают необходимой квалификацией для их разрешения; требования законодательства о порядке назначения и проведения экспертизы соблюдены», — подчеркнул Шокан Тасыбаев, отвечая на аргументы адвоката, что экспертиза не может проводится по существующим нормам закона.

Между тем адвокат ссылалась на то, что, согласно требованиям п. 2 ст. 42 Закона Республики Казахстан от 10 февраля 2017 года № 44-VI «О судебно-экспертной деятельности»: «Производство повторной судебной экспертизы поручается комиссии судебных экспертов», то есть проведение повторной экспертизы не может быть поручено специалисту, не имеющему надлежащей специализации и не являющемуся судебным экспертом. Соответственно проведение комиссионной либо повторной экспертизы соблюдением требований законодательства невозможно ввиду объективного отсутствия иных экспертов данной специализации.

Но, похоже, когда необходимо получить нужных результат, Центр судебных экспертиз вполне может сделать экспертизу и без комиссии судебных экспертов. Громкий лозунг «Закон и Порядок» — только для красивого пиара прокуроров. Как мы видим, в реальности к закону он не имеет никакого отношения.

ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!