Не дейді-ей
30.11.2025,
в 20:52
441
Как мы знаем, намедни в результате атаки безэкипажных катеров (БЭК) на морской терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) значительные повреждения получило выносное причальное устройство.
Для нефтяного экспорта Казахстана сложилась ситуация крайне неприятная. Думаю, это лишний повод многим казахстанским сетевым «воякам» задуматься о том, что любая война — даже, на первый взгляд, очень далекая — неожиданно может оказаться у тебя во дворе. Впрочем, сейчас не об этом.
Уязвимость главного экспортного маршрута активизировала вполне логичные в таком случае разговоры — дескать, а почему в своё время трубу проложили через Россию, о чём думали, куда смотрели.
Вообще, оценивать историю минувших дней с позиций дня сегодняшнего — занятие не только некорректное, но и чреватое когнитивными искажениями. Проще говоря, это именно тот случай, когда «сову натягивают на глобус».
Для понимания причин выбора маршрута КТК — с глобуса, пожалуй, и надо начинать.
Если посмотреть на глобус (но лучше на обычную географическую карту), то и первокласснику нетрудно будет понять, что территория России является наиболее прямым и удобным географическим путем для транспортировки нефти из Казахстана к морским терминалам. В данном случае, к терминам Черного моря. Альтернативные маршруты (например, через другие страны или морские пути) являются более длинными и дорогостоящими.
Вот, к примеру, протяженность КТК 1,511 км, а протяженность возможной альтернативы — трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан — все 1,768 км.
Кроме того, мы же все понимаем, что прокладка трубы по дну Каспия — это дополнительные сложности: финансовые, инженерные, экологические. В те годы мало кто был готов идти на такие риски. Тем более что только финансами и экологией они не ограничивались. Вспоминаем пресловутую геополитику — точнее, ту же географию, но только политическую.
КТК — это обоюдное решение двух напрямую заинтересованных участников проекта, контролирующих полностью и нефть, и территорию транспортировки без необходимости согласования с третьими странами.
Тот же Баку — Тбилиси — Джейхан — это ТРИ отдельных государства со своими внутренними проблемами. Напомню, что Азербайджан тогда вообще был в состоянии перманентно тлеющей войны с Арменией за Нагорный Карабах. Так что саботаж в отношении транзитной инфраструктуры мог быть уже тогда.
Про Иран, с вашего позволения, я даже говорить не буду. Геополитические «прелести» Исламской Республики, полагаю, объяснять никому не нужно.
И ещё. Давайте вспомним, что американский Шеврон пришел в Казахстан в 1993 году. А вот история КТК началась годом ранее — в 1992.
Только в 1996 к проекту подключили крупных зарубежных инвесторов.
Несложно освежить в памяти этапы реализации проекта — так сказать, для более полного понимания, что к чему:
•17 июля 1992 года состоялось подписание первого рамочного Соглашения о создании КТК между Республикой Казахстан и Султанатом Оман. Через месяц к участникам присоединилась Российская Федерация.
•24 марта 1994 года вышло постановления правительства РФ «О строительстве экспортной трубопроводной системы КТК Тенгиз-Астрахань-Новороссийск».
•Только 6 декабря 1996 года было принято решение о реструктуризации Консорциума: 50 % акций КТК передано крупнейшим международным нефтяным компаниям под обязательство полного финансирования строительства и ввода в эксплуатацию первой очереди нефтепроводной системы. В проект вошли 8 частных акционеров, представляющих интересы крупнейших мировых добывающих компаний семи различных государств: Chevron (США) — 15 %, «ЛукАрко» (Россия) — 12,5 %, «Роснефть — Шелл» (Россия — Нидерланды) — 7,5 %, Mobil (США) — 7,5 %, Agip (Италия) — 2 %, British Gas (Великобритания) — 2 %, «Казахстан Пайплайн» (Казахстан/США) — 1,75 %, Orics (США) — 1,75 %. Доля акций, оставшаяся под государственным контролем, распределилась следующим образом: Россия — 24 %, Казахстан — 19 %, Оман — 7 %.
•12 мая 1999 года началось строительство нефтепроводной системы у посёлка Южная Озереевка.
•13 октября 2001 года прошла пробная загрузка первого танкера на Морском терминале под Новороссийском. Объёмы нефти, сдаваемой в трубопровод КТК, ежегодно увеличивались и уже к середине 2004 года КТК вышел на показатель полной пропускной способности первого этапа развития — 28,2 миллиона тонн.
P.S. Наполеону Бонапарту приписывают фразу: «География — это судьба!».
Сложно отрицать, что географические условия играют, пожалуй, ключевую роль в формировании культуры, экономики и образа жизни государств. Это, конечно, не абсолютное предопределение, но сильный фактор, который может как ограничивать, так и открывать возможности для развития.
Так что для понимания причинно-следственных связей в тех или иных исторических событиях, прежде оглашения поспешных зубодробительных вердиктов, не мешает вспомнить географию. В данном случае — географию трубы. Она о многом расскажет.
Фото: petrodigest.ru.
Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!
Реклама
01.12.2025,
18:00
04.12.2025,
11:00
03.12.2025,
18:00
Реклама
Реклама