Не дейді-ей
03.12.2025,
в 11:00
313
Слышу опасения, что Налоговый кодекс в 2026 году буквально опустошит бизнес-ландшафт страны. Слышу, отчасти понимаю, отчасти не согласен. Немного пробежался по профилям МСБ.
Несмотря на мою расположенность к МСБ (2015–2016 годы я провёл десятки бесплатных консультаций для общепита в Алматы), массового исхода не будет. Мобильны в основном глобальные и цифровые сервисы (IT-аутсорс, маркетинг, финтех и финтех-провайдеры), которые и раньше выбирали страны с более простыми режимами.
Производство, логистика, офлайн и онлайн-розница, строительные и другие подрядчики завязаны на факторы производства, рынок сбыта и инфраструктуру, они останутся. Новый Налоговый кодекс хоть и не идеален и потом потребует 1–1,5 года докручивания и допиливания, всё же больше капитальный ремонт, а не война с бизнесом. Уже сейчас виден набор спорных норм и готовность государства их корректировать. Практика внедрения покажет. Ещё покажут результаты I квартала 2026 года.
В конце марта 2026 года будем смотреть на лёгкость или трудности сдачи отчётности. При этом в регионах, кажется, уже надо начать проводить тренинги для сотрудников налоговой службы.
Что, на мой взгляд, сердит бизнес, — НДС 16% и порог 40 млн тенге для регистрации. Это поднимает оборотную нагрузку и учётные издержки. Тут спорный момент, который нужно посмотреть на практике в первые два квартала.
Сложно, что теперь есть ограничения по вычетам при работе с теми, кто на упрощёнке. Замысел праведный — бить по тем, кто дробится, однако задевает и добросовестные МСБ. Думаю, тут будут коррекции.
А пока релокация — скорее точечные истории, а не тренд. Есть сообщения о переносе части операций или лишь регистраций в Кыргызстан отдельными предпринимателями на фоне обсуждения новых правил, но это пока не волна, а арбитраж. В публичном поле есть тревожные заявления бизнес-объединений и отдельные новости о переносе производства в Кыргызстан. Для примера скажу, что даже из санкционной РФ производственники не уходят, а у нас, по идее, остальные условия остались прежними.
Мне кажется, бизнесу надо остаться и побороться за свои права, а не просто переходить. Уверен, что государство пойдёт навстречу.
Кто конкурирует с нами? Кыргызстан — НДС 12%, для малого бизнеса — единый налог с низкими ставками на оборот (0–6%) и порогом для освобождения от НДС до 30 млн сомов; в IT есть льготный режим. Для торговли недавно расширили патент. Это объективно мягче для микро- и малого сервиса.
В Узбекистане для малого бизнеса есть налог с оборота в районе 4% вместо КПН плюс НДС. Есть активные промышленные и инвестиционные льготы. Страна агрессивно конкурирует за инвестиции и цифровую инфраструктуру.
У нас же вводится НДС 16% и более низкий порог регистрации, дифференцированные ставки КПН. Например, я не понимаю 25% для банков, приравненные к азартным играм. По идее новый НК делает систему жёстче к злоупотреблениям, но не отменяет её привлекательность для крупных и капиталоёмких проектов — рынок, логистика, сырьё, финсектор.
Думаю, что риск налоговой эмиграции умеренный и нишевой.
Высокий риск для экспортных IT-компаний, креативных и маркетинговых студий, а также сервисов с распределёнными командами. Им проще перерегистрироваться в Кыргызстане и Узбекистане и вести расчёты в лёгком режиме. Что поделать — если они не успеют это сделать, может, выбьют себе улучшения. Однако есть риски для них, что их просто не пустят к казахстанским клиентам тогда. Креативная индустрия у нас — однозначный лидер странового имиджа.
Низкий риск для производства, добычи, строительства, логистики, сетевого ритейла, господрядов, где локация определяется факторами производства, капзатратами, цепочками поставок и спросом, а не только ставками. На практике даже многие иностранные компании из РФ не уходили в Казахстан именно по этой причине.
Цифровой сектор, впрочем, будет выбирать между ставками и привлекательным казахстанским рынком по ИИ и другим вещам.
Я думал, что логика процесса будет видна в пакете поправок 2026–2027 годов после первых месяцев применения. Уже по ходу обсуждения проект смягчали, аналогично вероятны корректировки самых спорных норм (может, вычеты по упрощенцам, тонкости учёта, отдельные НДС-исключения). Думаю, это нормальная траектория для кодификации такого масштаба.
Вот теперь на главную роль выходят налоговые консультанты. Я и сам занимался схожими процессами, однако тогда у нас была широкая степь клиентов, которым 1–2 шагами можно было снизить налоговую нагрузку в два раза. А сейчас налоговая оптимизация превратится в искусство и устойчивый рынок. Сам вот сижу, читаю кодекс. Есть смысл запускать такую команду, думаю.
Я бы рекомендовал нашим МСБ сначала адаптироваться к новому кодексу. После первого квартала надо перепроверить режим, где упустили льготы. Если оставят правила невычета упрощенцев — надо будет пересобрать контрагентов, пересмотреть ценообразование и графики платежей. И, разумеется, средний бизнес должен улучшить комплаенс, чтобы не попасть на нерадивых налогоплательщиков. Своего рода саморегулирование рынка.
Можно уже в январе рассматривать перерегистрацию, если вы экспортируете цифровые или другие профессиональные услуги без зависимости от казахстанских факторов производства. Надо тогда прикинуть биллинг за пределы Казахстана — но проверить возможности иностранных банков.
Если оборот хороший и множество бизнес-процессов, тогда можно оставить головной офис в Казахстане, а часть расчётов перенести в Узбекистан и Кыргызстан на экспорт услуг. Главное — делать быстро, но аккуратно.
С нынешним кодексом Казахстан не теряет автоматически налоговую конкурентоспособность, даже при том что мы делаем систему жёстче к злоупотреблениям и сложнее по администрированию. Другие страны региона действительно предлагают более мягкие режимы для микробизнеса и IT, и отдельные цифровые компании этим воспользуются.
Но массового перетока МСБ я не ожидаю, так как якорные отрасли остаются, а Налоговый кодекс будет донастраиваться. Стратегически смотреть надо не кто сегодня ушёл, а какой экономический ландшафт мы выстроим. Как-то: предсказуемые правила доходности в инфраструктуре, снижение перекрёстных субсидий (тут нужны отдельные усилия), понятная регуляторная нагрузка и адресные льготы там, где есть внешняя конкуренция за капитал.
Если вкратце обратиться к правительству и к бизнесу как эксперт, я бы сказал, что новый кодекс формирует ландшафт экономики на 3–5 лет вперёд. Всегда можно отменить, смягчить или ужесточить, однако надо быть быстрее в изменениях, если где-то вытекут налоги. Надо действовать как хирург во время операции и всегда быть готовым к диалогу.
Фото: Microsoft.
Источник: страница Расула Рысмамбетова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!
Реклама
01.12.2025,
18:00
04.12.2025,
11:00
03.12.2025,
18:00
Реклама
Реклама