Не дейді-ей
28.08.2025,
в 12:44
686
Мир никогда не будет прежним.
Меня очень удивляла реакция многих на аварии новой сверхтежёлой ракеты МАСКА StarShip (Звёздный корабль). Каждый раз до этого успешного, 10-го по счёту полёта раздавались злорадные голоса – вот, опять не полетит, Маск авантюрист…
На самом деле Илон уже не раз доказывает свою гениальность и маниакальное трудолюбие. Конечно, такие качества обычно идут в паре с тяжёлым характером и необычными поступками. Что сказать, назовите мне гения приятного во всех отношениях. И я вам припомню ЭЙНШТЕЙНА, о котором отзываются очень нелицеприятно как о человеке.
А я рад, как будто эта ракета и моя тоже. Немного философии, полезной для всех. В основе философии Илона Маска лежит убеждение, что в предельно сложных инженерных проектах — будь то создание многоразовой ракеты или электромобиля — анализ всех возможных сценариев заранее становится не менее затратным, чем сами эксперименты, а зачастую и бесполезным. Традиционный подход — «выяви проблему на бумаге и реши её до испытаний» — работает там, где система относительно проста и поддаётся полному моделированию. Но когда речь идёт о ракете, состоящей из миллионов компонентов, взаимодействующих в экстремальных условиях, предсказать всё невозможно. Поэтому SpaceX делает ставку на быстрые и рискованные тесты: запуск, наблюдение, выявление уязвимостей, исправление и новый запуск. Такой итеративный цикл рождает зрелищные аварии, которые снаружи выглядят как провалы, но внутри компании воспринимаются как ускоренные уроки реальности. В итоге не ресурсы тратятся на абстрактные допущения, а внимание сосредотачивается на устранении реальных слабых мест, которые проявляются только в полёте. Маск тем самым переворачивает саму логику инженерного прогресса: не минимизировать неудачи, а использовать их как главный инструмент развития.
Эксперимент, метод проб и ошибок, называйте это как хотите. В последнем полёте специально пару плиток не поставили, смотрели — выдержит ли? И двигатель один отрубили — как система справится с другими?
А что нам с этого. Есть плюсы и минусы. Гигантская ракета, чудо техники сможет перевернуть всю нашу цивилизацию. Пару слов о размерах этого чудовища. Высота первой ступени-ускорителя 71 метров, весит она 200 тонн — примерно два полностью гружённых ж/д вагона, в которые заправляются 3,400 тонн топлива, кислорода и метана. Обычно у нас ж/д состав включает в себя 60 вагонов и вместе с локомотивом имеет длину около 1 км. Так вот это количество закачивается только в ускорителе – первой ступени. Вторая ступень, собственно корабль — ещё 51 метр и ещё 1500 тонн, или полпоезда. Так вот эти 5,000 тонн горючей смеси выносят в космос, в зависимости от высоты орбиты, от 150 до 20 тонн груза в корпусе диаметром 9 метров (3 автобуса в ширину).
Ну и что с этого? Вроде и до этого летали, ну у «Фалкона» было 22 тонны, у «Фалкона Хэви» — 64, можно два «Хэви» отправить и получить тот же результат. Во-первых, разница в весе в два раза снимает кучу ограничений, но ещё более важна разница в объёме. Поскольку ракеты круглые, то увеличение диаметра и высоты грузового отсека в два раза привело к увеличению объёма в 7-10 раз. Теперь можно затолкать в капсулу штуку объёмом 1000 кубических метров. Для сравнения – это примерно четверть типового школьного спортзала с высотой потолка 7 метров. И это ещё не всё. Если надо, Starship можно запустить в одноразовом режиме, убрать топливо и оборудование для возврата на Землю, тогда в него можно поместить 250 тонн груза. Заводы можно собирать теперь на орбите.
А зачем заводы в космосе? Дело в том, что там невесомость. На земле действует сила тяжести, и в химических процессах, в изготовлении стекла для прецизионной оптики, в фармации куча вещей не получается. Потому что более тяжёлые молекулы идут вниз, что-то с чем-то не соединяется, стенки сосудов дают физические, температурные помехи. А там можно растворчик в вакууме шариком «подвесить», уникальные вещи сварить, и на спускаемом модуле отправить на землю. И самое главное – экономика вопроса. Поскольку ракета, обе её части, возвращаемые и многоразовые, образно говоря, операционная стоимость запуска ненамного больше стоимости топлива. «Фалконы» уже совершили почти 500 возвращений (а индивидуальный рекорд у одной ракеты пока 30 полётов в космос, и она ещё полетит). Представьте себе стоимость ракеты и умножьте ее на 500, так вот одноразовых ракет надо было бы 500, а у Илона их всего несколько. Слетала, почистили и опять в полёт. Рекорд сейчас 28 часов, обычно 9-27 дней. Вообще, до капремонта у них ресурс 20 полётов, потом их списывают или пересобирают. Всего во флоте у него пока 20 штук, 1-2 новых делают в месяц. Могли бы больше, но пока достаточно.
Второй плюс – полезный груз. Вместо 3-7 других моделей можно запустить одну и дешевле во всех отношениях. Сегодня «Фалкон-9» стоит заказчику 62 млн за 23 тонны груза, или 2700 долларов за кг. «Фалкон Хэви» 97 млн за 64 тонны, или 1400 за кг. Запуск «Старшипа» дешевле – 10 млн за 100 тонн, или 10 долларей за 1 кг!!! Как будто цена 1 кг мяса на базаре! Но если он слетает 20 раз, то получается 200 млн долларов отобьёт, вроде нормально.
А минус большой – один у всех конкурентов. Все программы развития ракет надо сворачивать и делать многоразовые как у «СпейсХ». Делать старые – все равно что парусники делать после изобретения парохода или конные восьмёрки после автомобиля. Но реальность для Еврокосмоса, Роскосмоса (Китай не считаем, у них уже успешно идут испытания многоразовых ракет) ещё страшнее. Дело не только в ракетах и космодромах. Маск сделал комплексное решение. Производство (кстати, не очень сложное) и запуски в одном месте. Кроме того, запуски идут с берега залива, поэтому ракеты, садящиеся на воду, легко вернуть прямо в цех на барже или привезти с мыса Канаверал опять же по воде (на грузовик или ж/д 9 метровый цилиндр не поместишь). Поэтому можно пулять ракеты в космос, как пассажирские самолёты с аэропорта.
У европейцев производство в Европе, а космодром в Гайане, а это, между прочим, Южная Америка. Пока доплывёшь… И наш Байконыр вообще непонятен теперь. И так у него судьба печальная. РФ стали строить Восточный космодром, и всё строят. А нас втянули в историю с созданием какой-то скромненькой новой ракеты, и никак она не получается. А теперь, даже если получится, вроде как и ненужная, и неконкурентоспособная. В новую логистику этого бизнеса Байконыр вообще не вписывается. Даже если многоразовая ракета где-то в степи сядет, как её тащить по бездорожью назад на космодром? И кто и что с ней там будет делать? До завода-изготовителя несколько сот километров через границу. И что запускать в космос и почём?
Источник: страница Алмаса Чукина в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото: Илона Маска.
ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!
Реклама
02.09.2025,
15:00
05.09.2025,
12:48
04.09.2025,
09:00
02.09.2025,
10:00
Реклама
Реклама