Про поездатые поезда

Не дейді-ей

29.09.2025,

  в 09:00

597

Что стоит за покупкой Казахстаном американских локомотивов

Хочу сразу оговориться: меня мало беспокоит сделка Казахстана по приобретению американских локомотивов. На мой взгляд, вопрос здесь стоит очень просто: хочешь — бери, не хочешь — не бери. Казахстан вправе сам решать. Никто ж руки не выкручивает. Однако для меня, как наблюдателя, не могут не представлять интереса следующие моменты данного, как принято нынче говорить, кейса.

Прежде всего, с сожалением приходится констатировать факт, что из-за возникшего, благодаря молчанию официальных лиц, информационного вакуума казахстанское инфополе вот уже какой день кряду отдано на откуп домыслов и откровенных вымыслов «доброжелателей» Казахстана, которые пришли в состояние повышенной активности из-за возможной реанимации Астаной затухающего последние лет пять западного вектора внешней политики. Примитивно прямые, как арматура, инфовбросы разгоняются по сети через ожидаемую реакцию негодующих граждан. В этой связи давайте обратимся к тому, что пишет в своем отчете американский контрагент. По данным Wabtec, у компании есть восемь сервисных депо в Казахстане, которые предоставляют плановое и внеплановое обслуживание локомотивов в парке КТЖ, а также ремонтный центр двигателей Astana Diesel Service. Wabtec заявила, что ADS является «единственным объектом за пределами США с современными технологиями для восстановления и капитального ремонта не только наших дизельных двигателей GEVO12, но и других компонентов локомотивов». Кроме того, у компании есть Центр технологий и инжиниринга в Астане, расположенный на заводе LKZ. Он открылся прошлым летом.

В сентябре 2023 года (то есть еще при АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА БАЙДЕНА) Wabtec подписала рамочное соглашение с КТЖ и президентом Казахстана, которое не только «продлит и продвинет» производство локомотивов серии Evolution, но и «поможет справиться с увеличением спроса на грузовые перевозки в Казахстане и центральном коридоре».

«300 новых заказанных локомотивов улучшат продолжающееся расширение железной дороги КТЖ и обновление парка, и они разработаны для работы в сложных погодных условиях и гористой местности Казахстана», — заявила Wabtec в своем объявлении от 22 сентября. «Заказ также включает соглашения о предоставлении услуг по техническому обслуживанию для поддержки новых локомотивов и существующего парка железных дорог КТЖ. Эти услуги направлены на максимизацию надежности и доступности флота КТЖ при оптимальных эксплуатационных затратах».

Таким образом, обсуждаемый контракт включает в себя далеко не только «покупку локомотивов».

Идём дальше. Занятно наблюдать за поведением некоторых интернет-СМИ Казахстана. Молча снимаю шляпу. Мои аплодисменты! Строгое соответствие всем канонам жанра по накидыванию желтизны на медийный вентилятор бульварного хайпа. Брандспойту фекальных новостей CNN есть чему у казахов поучиться. Информационный вброс сварганили добротно. Причем всё умело замешано на густом бульоне «фундаментального», на первый взгляд, интервью, знающего железнодорожную отрасль Казахстана не понаслышке эксперта. Но я не зря оговорился, что это только «на первый взгляд». Если откровенно, меня сильно удивляет способность людей читать тексты или воспринимать информацию по диагонали. Потому что, если анализировать интервью более-менее детально, то возникает больше вопросов, нежели ответов. Давайте по пунктам.

Первое. Эксперт говорит, что его опыт напрямую связан с тем периодом, когда Казахстан приобрел в США ВОВСЕ НЕ НОВЫЕ ЛОКОМОТИВЫ, а всего лишь двигатели для установки на старый парк советских локомотивов, имевшихся у КТЖ. Таким образом срок работы советского парка продлили на 20 лет. Однако я сверился с календарем и обнаружил, что на дворе 2025 год и, судя по всему, как раз подошел срок объективной замены локомотивного парка еще советского периода. В этом, видимо, и кроется сермяжная правда столь бурного «возбуждения» конкурирующих сторон — никто ведь не хочет упускать контракт, имеющий под собой не только коммерческую, но и явную геополитическую подоплеку.

Второе. Завод. При обсуждении темы существующего в Казахстане завода по производству локомотивов вообще не очень понятно — при чем здесь США? Сам эксперт открытым текстом говорит, что КТЖ продала свою долю в локомотивном заводе РОССИЯНАМ. Спустя годы, только в 2023, завод перешел под контроль американской компании. При этом эксперт открыто сообщает, что задача россиян с самого начала состояла в том, чтобы не дать казахским локомотивам с американской технологией выйти на широкий рынок. Сегодня завод не производит нужного объема продукции, в результате чего КТЖ вынуждена была купить недавно в России не менее 50 российских локомотивов. Ну а где же ещё, если не в России — при таком-то положении дел, не правда ли? И желание россиян контролировать рынок сбыта в Казахстане — объективно и понятно. А тут эти американцы… Даже не китайцы! Не хорошо, конечно, получается.

Третье. Эксперт также говорит, что и российские, и даже китайские локомотивы сегодня только ДОТЯГИВАЮТ до современных стандартов. То есть они объективно хуже продукции made in USA. Это вам, извините, не Ладу «Калину» собирать. И даже не электробатарейки на колесах по западной технологии штамповать. Это более сложное высотехнологичное изделие. Американский локомотив, по экспертным оценкам, минимум на 20% экономичнее и эффективнее аналогов из соседних для Казахстана стран. Но здесь, безусловно, последнее слово должно быть за объективной технической и финансово-экономической экспертизой. Пусть свое слово скажут профессионалы.

P.S. Вообще, на мой взгляд, вместо скоропалительных выводов в стиле сетевого хайпа, гораздо разумнее потребовать раскрытия условий контракта, из которых и станет ясно — кто есть who. Вполне возможно (это следует из заявлений американской компании), что в стоимости контракта на самом деле сидит масса пунктов дополнительного сервиса, предоставления ремонтных услуг на годы вперёд, стоимость международного финансирования, обучение персонала, развитие новой железнодорожной инфраструктуры, а также передача НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Потому что, ещё раз отметим: в технологическом плане дела 20-летней давности и день сегодняшний — это две большие разницы.

Впрочем, повторюсь, Казахстан всегда может отказаться от данного контракта, оговоренного ещё при Байдене. Право выбора — священо! Однако следует помнить, что в жизни правило «каков привет, таков ответ» работает часто как безотказный молоток. Сделав свой ход, не стоит потом удивляться ответным телодвижениям. Например, если те же США откажутся от покупки, допустим, казахского урана или введут против казахских компаний и банков вторичные санкции за пособничество России в обходе западных санкций. Как говорится, quid pro quo. Ничего личного. Ну а что поделать, жизнь диктует свои правила.

Фото: CRO.

Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!