6 миллиардов ушли на взятки актюбинским чиновникам?

Қайтейік енді

12.10.2025,

  в 10:00

2902

Бухгалтеры-миллиардерши китайской компании дали скандальные показания в суде

В чём вина осуждённых

На днях городской суд №2 города Актобе вынес приговор по весьма скандальному делу. Бухгалтера ТОО «Компания по нефтяному технологическому обслуживанию “Ту-Ха” – Салтанат КОНГАЛЕЕВУ – и заместителя генерального директора этого ТОО, Гульнару ОРАЗОВУ, суд приговорил к 8 годам колонии. Фемида признала их виновными по статьям «Присвоение и растрата вверенного чужого имущества в особо крупном размере» и «Легализация (отмывание) денег и (или) иного имущества, полученных преступным путём, в крупном размере».

Общий ущерб компании ТОО «Ту-Ха» (дочернее предприятие АО «СНПС Актобемунайгаз»), как указано в приговоре, составил 6 116 310 603 тенге 77 тиын.

Согласно приговору, бухгалтер ТОО – Салтанат Конгалеева – и заместитель генерального директора Гульнара Оразова зарегистрировали предприятия на друзей и родственников. Затем с 2006 по 2020 годы этим предприятиям перечислялись деньги за якобы оказанные услуги и проданные товары, которых фактически не было.

Среди тех, кто помогал через подставные фирмы выводить и обналичивать украденные миллиарды, – сожитель Конгалеевой, её брат и подруга. Помимо открытия «отмывочных» фирм на себя, они также регистрировали такие фирмы на своих друзей и родственников. Таким образом, за 14 лет женщины похитили более 6 миллиардов тенге у компании.

Согласно материалам дела, чтобы упростить хищения, Оразова и Конгалеева предоставили в банк поддельные платёжные поручения с поддельной подписью директора компании ЦАО Саньюаня. По этим поручениям средства из ТОО «Ту-Ха» «уходили налево» прямо со счёта фирмы.

На похищенные деньги, по материалам дела, Оразовой и Конгалеевой приобретались дорогие автомобили и квартиры. Как сказано в приговоре, украденные у фирмы деньги Конгалеева вложила в известные в Актобе развлекательный комплекс «Юрта Парк», комплекс «Принцесса Сабина» и детский сад. Несмотря на то, что всё это имущество зарегистрировано на других лиц, суд установил, что оно фактически принадлежит ей. Оразова также приобрела себе немало имущества.

После оглашения приговора Оразова сразу была взята под стражу в зале суда. Конгалеева, однако, не была заключена под стражу – из-за наличия малолетнего ребёнка суд отсрочил ей исполнение наказания на 5 лет.

К 7 годам лишения свободы за пособничество в хищении суд приговорил Ерлана Конгалева – брата Салтанат Конгалеевой. Он открыл ТОО на имя своей свекрови и свояченицы, через которые также выводились деньги из компании за фиктивные услуги.

Другим пособникам повезло больше: Гульнару Абдуллину и Саята Бисембая суд также признал виновными в пособничестве Конгалеевой и Оразовой, однако уголовные дела в отношении них были прекращены в связи с истечением срока привлечения к уголовной ответственности.

Что говорил директор компании в суде

В обвинении указывалось, что: «после выявления признаков хищения, во избежание уголовной ответственности» Оразова и Конгалеева «начали процедуру по выдворению генерального директора компании Цао Саньюаня за пределы Казахстана». Актюбинский административный суд действительно выдворил директора из страны, однако Верховный суд отменил это решение.

Цао Саньюань в суде заявил, что за всё время его работы ни от миграционной службы, ни от других госорганов жалоб не поступало. Признаки хищения со стороны Конгалеевой и Оразовой были выявлены в январе 2021 года. После этого они начали попытки выдворить его из страны под предлогом нарушения административного законодательства.

В том же году в КНБ поступила информация о якобы нарушении им трудового законодательства. Цао Саньюань пояснил, что неоднократно поднимал вопрос о подключении его к системе онлайн-банкинга, но Оразова и Конгалеева утверждали, что у фирмы якобы отсутствуют все правоустанавливающие документы, а также, что онлайн-банкинг небезопасен, так как возможна кража денег мошенниками.

Позже, с переводчиком и юристом, он поехал в банк, где ему сообщили, что компания уже подключена к онлайн-банкингу, причём на имя Конгалеевой. Сотрудники банка показали доверенность, выданную на её имя. На момент оформления доверенности Цао Саньюань находился за пределами Казахстана, а подпись на документе не принадлежала ему.

Деньги шли на взятки

Конгалеева утверждала в суде, что в её действиях не было хищения – она лишь обналичивала средства по указанию китайского руководства фирмы.

Она также заявила, что у фирмы была особая категория расходов – «коррупция». Ежемесячно в долларовом эквиваленте выплачивались суммы в Департамент труда Актюбинской области и акимат Актюбинской области – за беспрепятственное привлечение иностранной рабочей силы.

Ежегодно по 20 тысяч долларов выплачивались Департаменту экологии за химреагенты. Формально ТОО «Ту-Ха» не заключало договоров на утилизацию химических реагентов, однако взятки всё равно выплачивались.

2,4 миллиона долларов были переданы миграционной службе – для обеспечения въезда китайских работников в Казахстан.

В 2016 году «Ту-Ха» получила разрешение на определённый вид деятельности, хотя формально компания не соответствовала требованиям. Разрешение было выдано, так как была выплачена взятка Комитету по лицензированию.

В таможенный орган было выплачено около 500 тысяч долларов – за уменьшение пошлин и сборов. В прокуратуру Актюбинской области – 100 тысяч долларов. А после возбуждения уголовного дела по факту неуплаты налогов – взятку дали Финансовой полиции Актюбинской области.

По словам Конгалеевой, ещё одной статьёй расходов фирмы были командировочные затраты. На приезд каждого китайца в Казахстан тратилось много средств. В общей сложности на командировки работников «Ту-Ха» было потрачено 4,5 миллиона долларов.

За 10 лет на содержание сотрудников – 1,6 миллиарда долларов США. Кроме того, для получения контрактов фирма делала подарки уполномоченным лицам: оплачивались заграничные поездки, покупались дорогие телефоны, элитный парфюм, часы, абонементы в фитнес-центры и пр. Всего – около 200 тысяч долларов США на подарки.

О выдворении Цао Саньюаня

В части выдворения Цао Саньюаня за пределы Казахстана Конгалеева утверждала, что это было следствием коллективной жалобы работников месторождения «Жанажол».

Компания «Ту-Ха» изменила условия проживания казахстанских работников, переселив их в металлические контейнеры. В связи с этим в офис с проверкой пришли сотрудники миграционной службы. Цао Саньюань, по словам Конгалеевой, вёл себя вызывающе по отношению к государственным служащим. Это, по её словам, и стало поводом для его выдворения.

На самом же деле, как утверждала она в суде, ей самой было невыгодно выдворять Цао Саньюаня…

Фото: mgorod.kz.

ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!