Қайтейік енді
19.10.2025,
в 14:00
516
Вопрос, собирается ли он продавать здание, руководителя ботанического сада Артура РЯЗАПОВА очень удивил. Пришлось пояснить, что возможность приобретения государством единственного из трех зданий ботанического сада, находящегося в частной собственности, обсуждался на внеочередной сессии маслихата Петропавловска. Напомним, эти цели акимат города намеревался потратить из бюджета 170 млн тенге.
Однако депутаты проголосовали против. Во-первых, город за аренду этого здания не платит, во-вторых, для дотационного бюджета эта покупка излишняя, в-третьих, договора намерений нет. Не было на сессии и самого владельца, который находится в отпуске.
— Как нам обсуждать сейчас без присутствия человека, за его спиной? – спросил депутат Павел АФАНАСЬЕВ. — Мы на эту тему уже говорили на комиссии. Но вы опять, не мытьем, так катанием, выносите этот вопрос и опять делаете по топорному варианту. Что сейчас заставляет вас проявлять такую активность? У нас возникают нехорошие подозрения, когда вы приносите какие-то идеи фикс. Когда я разговаривал с Рязаповым, у него не было намерения что-то продавать. Его мысль в том, что он хочет получить для сада статус КГП при управлении экологии или природопользования. Зачем ему сейчас продавать здание, если от этого он потеряет все свои козыри?
Артур РЯЗАПОВ в беседе с собкором Hronika.kz подтвердил слова депутата.
— Вы знаете, у меня в этот день какое-то беспокойство вдруг возникло, предчувствие, что что-то происходит, вот теперь ясно, оказывается, про сад говорили, — сказал Рязапов. — Речь о здании, которое расположено в середине, между оранжереей и зимним садом, там, где вход, где расположен музей и живут птицы. Оно не лично мне принадлежит, а ТОО, созданному ранее. Досталось оно после развала знаменитого мясокомбината, при котором больше ста лет назад и был заложен сад, моему отцу, Равилю Хасановичу РЯЗАПОВУ. В девяностые там все распродавалось, сад вообще никому не был нужен. Отец взял в свои руки, музей там создал. Вы знаете, чего ему стоило в те тяжелые годы сохранить этот уникальный уголок города? И так сложилось, что это здание осталось на балансе товарищества. Действительно, после передачи территории и двух зданий государству и включению сада в состав школы искусств, это позволяет все-таки иметь свое мнение, бороться за какие-то принципиально важные вещи. Поэтому пока такого желания — продать здание – нет, хотя мне и предлагали. Наоборот, я написал почти на 30 листах план развития сада.
По мнению Рязапова, в саду можно сделать отдельный парадный вход, современную входную группу. В плане развития он указал на необходимость расширения территории дендрологического парка, которая сейчас составляет всего два гектара, в то время, как в Астане и Алматы в 30 раз больше. Тем более что возможности для этого есть. В оранжерее и зимнем саду нужно провести ремонт, в том числе кровли.
«Необходимо демонтировать с территории ботанического сада все коммуникации, мешающие растениям, — отмечено в плане развития. – Это воздушные линии ЛЭП телефонная линия , два электрокабеля, две надземные галереи со сторонними транзитными теплотрассами. Прорыв теплотрассы в зимнее время отрицательно влияет на растения в период покоя, а обрезка деревьев под ЛЭП сокращает сроки жизни зеленых насаждений».
В этом году саду исполнилось 113 лет. И в то, что он дожил до наших дней, большая заслуга династии Рязаповых. Равиль Хасанович посвятил этому всю свою жизнь, в течение многих лет привозил в сад со всех уголков мира разные растения. Самая роскошная пальма, а она в два раза старше сада, когда-то росла в кадке в доме его деда, потом в мечети. Были моменты, когда тропические и субтропические растения могли просто погибнуть из-за отключения теплоснабжения. Директор и его единомышленники не спали ночами, топили буржуйки, чтобы сохранить уникальную зеленую коллекцию. Чтобы расплатиться с долгами, Рязапов брал кредиты, закладывал даже свою квартиру и однажды чуть не остался без крыши над головой.
Местные чиновники откровенно говорили, что сад городу не нужен. Равиль Хасанович обратился к президенту страны с просьбой о помощи. В 2009 году было учреждено государственное предприятие «Кызылжар оранжереясы», началось бюджетное финансирование, а через год провели реконструкцию с поднятием купола зимнего сада. Не успел Рязапов старший облегченно вздохнуть, как акимат города, поздравив его с достижением пенсионного возраста, расторгнул с ним договор.
В кресло руководителя он уже не вернулся. Правда, после волны возмущения общественности действиями ставленника акимата был проведен конкурс, и сад возглавил Рязапов младший.
Следующим потрясением стало известие о том, что объект включен в список на приватизацию. Сад выставили на торги, которые проводились три раза, но никто его не купил. Что за это время пережили сотрудники, словами не описать. И это, к слову, стало уроком на всю жизнь Артуру Рязапову.
Он не хочет, чтобы дендрологический парк постигла та же участь, что и станцию юных натуралистов. Напомним, после неудачных попыток продать сад с торгов, его снова взяли под государственное крыло, включив почему-то в состав школы искусств «Жас дарын», как и станцию юннатов. Последняя прекратила свое существование, была передана в аренду. И хотя часть кружков, где занимались сотни городских детей, переехала в новый Дворец школьников, исчезло главное – возможность занятий на земле.
Мы подробно рассказывали об этой ситуации. Напомним, что Артур Равильевич тогда высказал опасения по поводу судьбы сада.
— Боимся, что когда-нибудь и с нами произойдет то же самое, — сказал тогда Рязапов. – Логичнее было передать нас управлению природных ресурсов или экологии. Тем более что в типовом штате школы искусств не предусмотрены цветоводы и озеленители. Сейчас все наши сотрудники числятся как простые рабочие по комплексному обслуживанию зданий и получают низкую зарплату.
Этого Рязапов добивается до сих пор. Сад, где произрастают более двух тысяч видов растений, нуждается в заботе и любви, здесь должны работать не просто профессионалы, а люди, которые понимают специфику объекта и которые болеют за дело всей душой.
— Да, приходится и просить, и спорить, и доказывать, — говорит Артур Рязапов. – Сколько трудностей мы уже преодолели, но поводы для тревоги, проблемы всегда есть. Одна из них возведенный вплотную к саду высокий спортивный зал, из-за которого нашим растениям не хватает солнечного света. Некоторые уже погибли, другие слабеют. Если власти хотят помочь нам, то надо решить этот вопрос. Сам ботанический сад должен быть передан из ведения управления образования в управление природных ресурсов. И было бы справедливо присвоить объекту имя Равиля Хасановича Рязапова, о чем уже ходатайствовали жители Петропавловска. Нужно создать самостоятельное юридическое лицо, включающее имя Равиля Хасановича. Ботанический сад – это бренд города, области, и у него должен быть такой железный статус, чтобы ничего не бояться, ни ликвидации, ни реорганизации, ни приватизации.
Фото: © Hronika.kz / Елена Чернышова.
ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!
Реклама
13.10.2025,
18:00
17.10.2025,
18:30
15.10.2025,
17:22
19.10.2025,
18:00
Реклама
Реклама