Дау-дамай
12.12.2025,
в 10:30
501
1 декабря у нас вышел материал «Техногенной катастрофой грозят брошенные нефтяные скважины в Актюбинской области». Жители села Шитүбек Кенестуского сельского округа Темирского района Актюбинской области боятся, что их дома могут оказаться в эпицентре экологической катастрофы из-за заброшенных и неохраняемых скважин на месторождении Сайгак. Сейчас эти скважины принадлежат ТОО «ТМ Мунай». Жители посёлка обратились к президенту страны с просьбой помочь им и уберечь село от катастрофы.
В ответ на обращение сельчан к главе государства представитель компании ТОО «ТМ Мунай», советник генерального директора по правовым вопросам Жан НУРБЕКОВ рассказал нашей редакции своё мнение по этой теме. Отвечая на вопрос, в каком состоянии сейчас находятся скважины месторождения Сайгак, представитель ТОО «ТМ Мунай» сказал, что ТОО «ТМ Мунай» осуществляет ежедневный мониторинг всех скважин в соответствии с требованиями действующего законодательства Республики Казахстан. Мониторинг скважин ведёт сотрудник компании, который проживает в посёлке Шитүбек.
– Надо сказать, что нас проверяют государственные органы по этому вопросу. Последнее обследование скважины ТОО «АСТР-С» (ранее именовалось «Ак Берен») профессиональной аварийно-спасательной службой было проведено 25 ноября 2025 года, на скважине №1 никаких пропусков выявлено не было. При обходе свист на скважине №1 был зафиксирован только 29 ноября 2025 года. Незначительная негерметичность задвижки будет устранена в ближайшие дни с привлечением ТОО «АСТР-С», о чём уже имеется договорённость. Мы самостоятельно не вправе что-либо делать со скважинами. Что касается других скважин, они тоже ежедневно проверяются. Давление на всех скважинах в пределах нормы, иначе бы проверяющие давно указали нам на необходимость устранения нарушений. Сейчас давление в разных скважинах составляет от 0 до 70 атмосфер. На скважинах стоит запорная арматура, которая по заводским показателям рассчитана на 350 атмосфер.
Касательно того, почему прибыльное нефтяное месторождение простаивает два года после того, как его передали компании ТОО «ТМ Мунай», Жан Нурбеков рассказал:
– По законодательству мы не вправе притрагиваться к скважинам, пока не получим согласование проектных документов (проекты разработки и обустройства) государственных органов (подпункт 3 пункта 2 статьи 118 Кодекса о недрах и недропользовании). На это Кодекс о недрах (пункт 3 статьи 118) отводит три года (подготовительный период). В настоящее время наши проектные документы разработаны и направлены в государственные органы на согласование. Но мы знаем, что проект обустройства нам не согласуют из-за прежнего недропользователя «Сайгак Казахстан Б.В.». Как нам заявили в акимате области, земли до сих пор числятся за ним, и он их добровольно не сдаёт, поэтому нам не передают землю. А без документов на землю мы не можем утвердить проект обустройства и, соответственно, начать стройку на месторождении.
Один из главных доводов оппонентов ТОО «ТМ Мунай» в этом конфликте – то, что компания была создана за две недели до тендера, на котором выиграла конкурс на добычу нефти на месторождении Сайгак. Это вызвало у многих сомнения в прозрачности компании и разговоры о её подозрительной аффилированности.
– Мы не скрываем, компания была создана в 2023 году. Это было решением наших учредителей. Так как у них есть разные проекты, чтобы разработку месторождения не смешивать с другим бизнесом, они решили создать проектную компанию, то есть новую компанию под отдельный проект, что является обычной практикой в недропользовании. Что же касается опыта наших учредителей, то у них есть опыт работ на месторождениях как на западе страны, так и в других регионах. Этот вопрос «Сайгак Казахстан Б.В.» часто поднимает перед государственными органами. Даже подали на нас и Министерство энергетики в суд. Однако суд в удовлетворении их иска о признании нашего контракта на добычу и дополнительного соглашения к нему недействительными отказал, – рассказал Жан Нурбеков.
Не обошёл вниманием представитель «ТМ Мунай» разговоры про аффилированность с КНБ и государственными органами.
– Я примерно догадываюсь, кто распространяет слухи про наши, якобы, связи с силовиками и другими государственными органами. Сами посудите: мы два года не можем получить землю… Ликвидационный фонд в размере более полутора миллионов долларов США, который «Сайгак Казахстан Б.В.» и его предшественники сформировали для финансирования мероприятий по рекультивации месторождения, включая скважины, после закрытия месторождения, ни министерству, ни нам по требованиям закона передан не был. Я полагаю, что при таких обстоятельствах, если бы у нас был административный ресурс, то мы бы свои проблемы решили гораздо раньше. Но, как видите, прав на землю у нас до сих пор нет, но есть обязательства и проверки, плюс мы в судах. Вот, выиграли уже два суда. О первом я говорил, второй – наш иск против акима области с требованием понудить его предоставить нам землю. Этот суд тоже нами был выигран. Сейчас в суде рассматривается третий иск – о признании договора аренды земли месторождения между Отделом земельных отношений Темирского района и «Сайгак Казахстан Б.В.» недействительным. Дело в том, что этот договор был заключён уже после того, как истёк срок недропользования у «Сайгак Казахстан Б.В.», а землю выдали для разработки месторождения. Но подписывать такие договоры – это компетенция акима области, а не района. Зато благодаря этому договору компания зарегистрировала право собственности на установку по подготовке нефти, на которую сейчас претендует Министерство энергетики. Тут административный ресурс скорее с другой стороны: основной и активный учредитель и директор компании Бекжан КУЛЬБАЕВ – недавний гражданин Великобритании и бывший топ-менеджер «КазМунайГаза» и ТОО «PSA», курировавший проекты соглашений о разделе продукции. Скорее он пытается использовать свои связи со «старым Казахстаном».
По словам представителя «ТМ Мунай», прежний бенефициар «Сайгак Казахстан Б.В.» – Жан Кульбаев – участвовал, как и мы, на аукционе через свою компанию ТОО «Каротажник и К», но решил не повышать цену, и «ТМ Мунай» победила в аукционе. После этого к акционерам «ТМ Мунай» поступило предложение от него отдать контракт на добычу или купить по завышенной цене установку по подготовке нефти.
– Наши акционеры благоразумно отказались, и, как видите, не зря – на эту установку претендует государство. После этого от «Сайгак Казахстан Б.В.» в государственные органы на нас посыпались жалобы. А когда «Сайгак Казахстан Б.В.» начал проигрывать суды, то в средствах массовой информации стали появляться крики о помощи в ожидании техногенной катастрофы на месторождении. В то же время сам Жан Кульбаев находится под следствием за незаконную добычу нефти, и, как сказано в приговоре его коллеги, газ больше года стравливался в атмосферу, чтобы скрыть незаконную добычу нефти. Тогда это они не считали катастрофой. За это уже отбыл наказание по приговору суда первый заместитель генерального директора – главный инженер. Договор о разделе продукции был прекращён в марте 2022 года. Но, как установлено приговором суда, руководство «Saigak Kazakhstan B.V.» более года вело незаконную добычу нефти, а газ стравливали в атмосферу. По данному факту в отношении руководителя филиала Saigak Kazakhstan B.V. Кульбаева Жана Агентство по финансовому мониторингу сейчас расследует уголовное дело. Недавно его экстрадировали из ОАЭ.
ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!
Реклама
11.12.2025,
11:15
11.12.2025,
09:00
08.12.2025,
09:00
09.12.2025,
12:00
Реклама
Реклама