Қайтейік енді
02.01.2026,
в 10:00
405
За минувший год в третьем мегаполисе страны восемь человек обращались в судебные органы с требованиями о компенсации причинённых моральных и физических страданий, а также материального ущерба, как жертвы незаконного уголовного преследования.
Семи истцам суд удовлетворил их требования частично, назначив в качестве компенсации морального вреда выплаты от одного до семи миллионов тенге. Один заявитель получил отказ. Начнём с него.
Общественный деятель и бизнесмен Аманқұл КҮМІСБЕК предъявил иск к Коммунистической партии Советского Союза, Коммунистической партии Казахстана, Верховному Совету Союза Советских Социалистических Республик, Верховному Совету Казахской ССР, а также Министерству финансов Республики Казахстан и Комитету по регулированию и контролю в сфере социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения РК. Истец требовал признать членов своей семьи жертвами политических и психиатрических репрессий советского режима и реабилитировать их.
В своём обращении в суд А. Күмісбек заявил, что подвергался преследованиям с 1969 года и был зарегистрирован в психиатрической лечебнице с диагнозом «вялотекущая шизофрения». Он не согласился с выводами врачей и добился повторного, более компетентного обследования, полностью опровергнувшего первичный диагноз. На этом основании он был снят с учёта. Тем не менее, по утверждению истца, он продолжал подвергаться преследованиям. Его конституционные права были ограничены с 1972 года. В результате депортации десяти членов его семьи они были лишены возможности жить в нормальных условиях, пользоваться общественными благами и т. д.
Истец настаивал на признании себя и членов своей семьи жертвами политического психиатрического преследования, полном оправдании и реабилитации. Он требовал взыскания по одному миллиарду тенге на каждого члена семьи и 8 000 000 000 тенге на себя в качестве возмещения морального ущерба.
Ни одна советская или партийная организация, указанная в иске, как и следовало ожидать, своего представителя в суд не направила. Более того, казахстанские госучреждения, несмотря на то что были уведомлены о месте и времени судебного заседания как заинтересованные стороны, в суд не явились и не подали ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие или о переносе заседания. Однако они представили письменные заключения относительно выдвинутых требований.
Так, Комитет соцзащиты сообщил, что иск заявителя не входит в его компетенцию, и поэтому оставляет решение спора на усмотрение суда. Министерство финансов также заявило, что вопрос признания граждан жертвами политических репрессий в компетенцию Минфина не входит, и попросило исключить ведомство из числа ответчиков.
В итоге межрайонный суд Шымкента по гражданским делам провёл разбирательство без участия ответчиков.
Изучив представленные истцом документы, суд не нашёл в них сведений о том, что заявитель подвергался преследованиям или какой-либо форме лишения свободы, включая принудительное лечение в психиатрических учреждениях.
Как отметил суд, заявитель не представил убедительных доказательств того, что его конституционные права были ограничены, а его семья из десяти человек подверглась преследованиям и иным формам репрессий.
Суд посчитал, что предоставленной информации недостаточно для признания заявителя и членов его семьи жертвами политических репрессий. На этом основании все требования истца были полностью отклонены.
Ещё один отказник — экскаваторщик Жарылкасын АБДРАХМАНОВ. В конце 2020 года против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в присвоении чужого имущества. Якобы, работая электриком в строительной компании, он присвоил экскаватор. Следствие длилось три года, закрываясь и вновь открываясь. В 2023 году Жарылкасын был осуждён по данному факту к пяти годам лишения свободы. Апелляция оставила приговор в силе. Затем постановлением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РК приговор был аннулирован, а уголовное дело направлено на пересмотр. В середине 2024 года дело было прекращено в связи с отсутствием в действиях Ж. Абдрахманова состава преступления.
Мужчина заявил, что более четырёх лет провёл под арестом и в заключении, и потребовал выплатить ему заработную плату, которую он мог бы получать, работая на своём экскаваторе. Сумма определялась в 22 миллиона тенге. Истец указал фирму, с которой якобы заключал договор о трудоустройстве, но выполнить работы не смог из-за полицейского преследования.
Однако указанная фирма наличие договорных обязательств с истцом не подтвердила. По этой причине суд счёл требования необоснованными и в удовлетворении иска о возмещении упущенной заработной платы отказал.
При этом Ж. Абдрахманов всё же получит от государства 3 миллиона тенге за неправомерные действия полиции в качестве компенсации морального вреда.
Победителями в спорах с полицией в основном стали бывшие госслужащие и предприниматели, ранее обвинённые в коррупционных преступлениях и получившие обвинительные приговоры в суде первой инстанции. Впоследствии они были полностью оправданы апелляционными судами либо в кассационном порядке Верховным судом РК.
Среди них — Бахыт МЕЛДЕБЕКОВ, ранее занимавший пост руководителя аппарата акима Аль-Фарабийского района Шымкента. Он был обвинён в хищении более 700 миллионов тенге и в августе 2024 года приговорён к восьми годам лишения свободы. Полностью оправдан в конце 2024 года. Подал иск к Министерству финансов, которое является администратором МВД по вопросам финансирования. Требовал 30 миллионов тенге компенсации. Отсудил 7 000 000 тенге и ещё 700 000 тенге на оплату услуг адвоката.
Предприниматель Аман КОЖАБАЕВ в 2024 году был осуждён на восемь лет по статьям 189 и 245 УК РК (присвоение или растрата чужого имущества, а также уклонение от уплаты налогов). Апелляция исключила из обвинения статью о присвоении и растрате, оставив только уклонение от уплаты налогов, и снизила срок наказания до двух лет. По исключённому обвинению Кожабаев получил право требовать возмещения ущерба за незаконное преследование. После освобождения он предъявил иск на 35 миллионов тенге. По решению гражданского суда предприниматель получит 3 миллиона тенге компенсации морального вреда и 500 000 тенге за услуги адвоката.
По-своему исключительным стало дело гражданина Ислама А. В сентябре 2024 года он получил 15 суток ареста и был лишён водительских прав на семь лет за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Однако позже автомобилисту удалось доказать, что двое инспекторов дорожной полиции без каких-либо оснований сфабриковали в отношении него дело. Ислам был оправдан и обратился в суд с требованием о возмещении моральных и материальных издержек. Прокурор возражал против удовлетворения иска, однако суд посчитал требования законными и присудил истцу один миллион тенге моральной компенсации и 100 тысяч тенге за услуги адвоката.
Все решения уже вступили в законную силу.
Фото: depositphotos.
ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!
Реклама
30.12.2025,
09:00
28.12.2025,
12:00
30.12.2025,
13:30
27.12.2025,
10:00
29.12.2025,
09:00
Реклама
Реклама