Правда ли, что Лакшми Миттал выбирал в партнёры преступников

Қайтейік енді

14.01.2026,

  в 18:00

585

На судебном процессе по делу о поставках на АО «Qarmet» песка вместо металлолома один из подсудимых заплакал

В специализированном межрайонном суде по уголовным делам Астаны начался процесс над 13 карагандинцами, обвиняемыми в бесчинствах на АО «Qarmet». Согласно обвинительному акту, авторитет Мирас АХМЕТЖАНОВ, судимый в 2009 году за кражу, в 2021 году создал ОПГ, похитившее на АО «Qarmet» полтора миллиарда тенге путём поставки под видом металлолома вагонов со шлаком, щебнем, землёй, песком и прочим мусором. Ни взвешивание вагонов на электронных весах копрового цеха, ни непрерывное и сплошное видеонаблюдение по всей территории, ни строгий учёт поставляемого металлолома, ни служба безопасности АО «Qarmet», ни независимая организация по оценке качества металлолома ТОО «Бюро Веритас» авторитету не помешали. Он, хоть и не был директором «Qarmet», но, по версии гособвинения, трудоустраивал членов своей преступной группы на руководящие должности копрового цеха, всего АО и других подконтрольных компаний.

В минувший вторник, 13 января, после того, как прокурор зачитала 123-страничный обвинительный акт, трое подсудимых уже поздним вечером заявили о том, что давали признательные показания под пытками. Бывший инспектор ТОО «Бюро Веритас» Андрей ПРЕСНЯКОВ, в чьи обязанности входило следить за качеством поставляемого на «Qarmet» металлолома и определять степень его засорённости, свои страдания во время следствия выписал на листочке и зачитал.

– Я выписал – как именно на меня оказывалось давление, – сказал он. – Я простой рабочий человек, после учёбы устроился на завод. Все 10 лет – работа – дом, за границей даже ни разу не был. Ни с того ни с сего вызывают в МВД и говорят – дай показания на Жасика (подсудимого Жасулана ШАЛГЫМБАЕВА, тоже инспектора ТОО «Бюро Веритас» – О. В.) и здесь присутствующих. При этом мою роль мне оперуполномоченные сами расписывают… У меня 9 классов, фазанка, я не могу заумными словами выказаться. Проходит месяц – два, я, как ни в чём не бывало, выхожу из дома в 10.30 на тренировку, у подъезда на меня налетели со всех сторон люди в масках, с автоматами. Я такое видел только в боевиках. Испугался – это мягко сказать. Затем что-то зачитали, в таком состоянии ничего не понял. Сказали – подписать, я подписал. Дали бы мне смертный приговор, я бы там тоже его подписал. Затем посадили в тонированную машину типа Sprinter, час везли, в степи остановились. Даже были мысли, что это розыгрыш. Подъехала ещё одна чёрная тонированная машина. На мою голову надели мешок. Когда сняли, я оказался в кабинете, было много людей. Затем завели в другой, человек там представился дежурным прокурором. Сказал мне, что я задержан в связи с хищением полутора миллиардов на Кармете. Как мне было страшно! Когда я зашёл в камеру, три на пять метров. Там четыре кровати, посередине стол, слева туалет, унитаз открытый. Я хотел раствориться, исчезнуть. Не понимал – за что. Там был один наркоман, все руки в ранах, другой – убийца, из разговоров я понял, что уже пару раз убил. Из-за этого туалета, с которым рядом нужно было кушать, я был раздавлен, моё человеческое достоинство – не было его там. Стерли, уничтожили. Затем через пару дней приехал следователь, сказал – мы тебя на десять лет посадим. Затем сказал – можем выпустить, вернёшься к семье, если дашь нам то, что мы хотим, применим 65-ю статью, Шалгымбаев всё уже сделал, теперь нужен ты, нам нужна цепочка. Сделал всё, как они сказали, но всё равно остался за решёткой. И так они кормили меня завтраками полгода, раз в месяц возили в МВД. Следователь сказал, мол, возникли трудности, это заказ, под контролем, 65-я статья не получается. Я 21 месяц уже сижу, ждал суда, чтобы всё это сказать. От меня ушла жена, и я совсем потерял смысл своего существования.

На этом месте подсудимый заплакал.

Насколько правдивы эти показания, мы утверждать не можем. Зато можем однозначно утверждать, что у руководства «Qarmet» имелся зуб на Ахметжанова и его ТОО «NORTH 2050», занимавшегося охранной (не смейтесь) деятельностью. Между АО «Arcelor Mittal Temirtau» (ныне – АО «Qarmet») и ТОО «NORTH 2050» был заключён договор «Об оказании охранных услуг». После того, как Миттал покинул предприятие, у правопреемника – АО «Qarmet» – осталась задолженность за эти охранные услуги, оказанные с 1 января 2022 года по 02 апреля 2024 года, в размере 558 796 903,40 тенге. Металлургический гигант их оплачивать не стал, ТОО «NORTH 2050» подал в суд и выиграл дело. Решением специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области от 13 мая 2024 года постановлено: взыскать с Общества в пользу Товарищества сумму задолженности в размере 558 796 903 тенге, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 16 763 907 тенге и по оплате услуг представителя в сумме 55 879 690 тенге. Судебная коллегия по гражданским делам Карагандинского областного суда 17 июля того же года оставила это решение в силе.

Как писала моя коллега Анастасия БАГРОВА, у тех, кто сейчас взыскивает по суду митталовские долги, возникают проблемы с законом. Так, Агентством по финансовому мониторингу проводится расследование в отношении директора ТОО «АлбаСтройДор» Сергея КИМА, чья фирма тоже взыскала свой долг.

Фото: © Hronika.kz / Ольга Воронько.

ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!