Семья правозащитника Аслана Утепова обратилась в международные организации за помощью

Қайтейік енді

15.01.2026,

  в 18:00

160

Казахстанские институты власти игнорируют их обращения

Корреспондент Hronika.kz по телефону взяла интервью у правозащитника и политического заключённого Аслана УТЕПОВА, который в настоящее время отбывает наказание в РУ-170/2 в Уральске.

Напомним, что Аслан Утепов – известный в Уральске правозащитник. Наибольшую известность он приобрёл благодаря борьбе со свободной продажей трамадола – обезболивающего препарата, который используется как наркотик. Аслан Утепов проводил большую работу: написал множество обращений в государственные органы, проводил встречи и собрания, а также обличал Николая КАРПОВА – известного оптового торговца этим веществом (ныне осуждён и отбывает наказание всё в том же РУ-170/2). Правозащитник добился значительных результатов – трамадол был внесён в таблицу наркотических веществ, и за его торговлю теперь в Казахстане предусмотрена уголовная ответственность. В Уральске больше не продают это вещество так открыто, как это было раньше.

В мае 2023 года Аслан Утепов был осуждён и приговорён к 7 годам лишения свободы за мошенничество и подстрекательство к даче взятки. Сотрудники антикоррупционной службы задержали Утепова по заявлению предпринимателей, которые утверждали, что передали правозащитнику деньги для подкупа сотрудников акимата. Сам Утепов и многие его сторонники считают, что дело против него заказное и связано с его правозащитной деятельностью, поскольку попутно Утепов успел «перейти дорогу» многим сотрудникам силовых ведомств, обличая их в бездействии и заинтересованности.

В последнее время Аслан Утепов пытается выйти на свободу путём замены наказания на более мягкое (ЗМН), поскольку он уже давно отбыл 1/3 срока. Однако суд дважды отказывал ему в этом. В первый раз оснований для отказа не было – все иски были погашены, каких-либо взысканий в колонии не имелось, однако суд посчитал, что всё это «не свидетельствует об исправлении». Во второй раз на Утепова было наложено дисциплинарное взыскание за то, что он якобы самовольно покинул свой барак и перешёл в другой. По мнению Аслана Утепова, это – провокация, направленная на то, чтобы суд снова не допустил его досрочного освобождения.

Семья Аслана Утепова написала обращение о политическом преследовании и незаконном лишении свободы в институты и представительства Европейского союза, а также в Совет ООН по правам человека. Они обратились в международные организации, поскольку власти Казахстана никак не реагируют на их обращения.

«Мы заявляем, что Аслан Утепов является политическим заключённым, а его уголовное преследование носит репрессивный характер. Само уголовное дело сопровождалось системными и грубыми нарушениями фундаментальных принципов правосудия, включая отсутствие независимого и беспристрастного суда, игнорирование доводов защиты и доказательств невиновности, формальный, обвинительный характер судебных решений, зависимость суда и прокуратуры от исполнительной и силовой власти.

За период своего незаконного преследования и содержания под стражей Аслан Утепов направил 148 жалоб, заявлений и обращений во все государственные органы власти Республики Казахстан, включая суды, прокуратуру, правоохранительные органы, уполномоченные и контролирующие инстанции. Несмотря на беспрецедентное количество обращений, ни одно из них не привело к реальному восстановлению нарушенных прав. Ответы носят формальный, отписочный характер либо отсутствуют вовсе, факты нарушений игнорируются или умышленно скрываются. Это свидетельствует не о частной ошибке, а о системном отказе государства обеспечить эффективные средства правовой защиты», – говорится в обращении семьи Аслана Утепова.

Сам Аслан Утепов также считает, что администрация колонии чинит ему препятствия, чтобы он не вышел досрочно на свободу. При этом он видит, как многие другие осуждённые спокойно пользуются правом на ЗМН.

«Суд ищет различные причины, чтобы не выпустить меня по ЗМН. Говорят, что “потерпевшие против”. Но в постановлении Верховного суда чётко прописано, что мнение потерпевшего в моей ситуации не имеет значения. Потерпевшего только извещают, то есть они могут даже не присутствовать на процессе. Самое главное – должна быть степень положительных характеристик из учреждения. Я сделал для этого всё: отсидел одну треть срока, полностью выплатил все иски, в том числе в государственный фонд потерпевших. Я работал в учреждении, сейчас пошёл учиться на плотника.

Но, тем не менее, суды везде пишут, что я “не исправился”. Говорят: “мало сидишь”, “не до конца изучен”. Хотя на свободу выходят все и регулярно – и коррупционеры, и убийцы, и насильники. Президент регулярно декларирует различные проекты, принцип “Закон и порядок”. Это хорошая инициатива, но на местах ничего не реализуется, в отношении правозащитников эти принципы не работают», – говорит Аслан Утепов.

По словам Аслана Утепова, он пишет жалобы президенту, в мажилис парламента, в КНБ, Генеральную прокуратуру и постоянно находится на связи с депутатами маслихатов и мажилиса, а также с правозащитниками. Однако дело не сдвигается с мёртвой точки.

«Я даже звонил заместителю генпрокурора Жандосу УМИРАЛИЕВУ. Но он отнёсся скептически, сказал: “Пишите официально”. Но я уже знаю, что писать бесполезно – занимаются отписками. Сейчас я жду мая, чтобы получить поощрение и попробовать ещё раз подать на ЗМН. Но опасаюсь, что, возможно, снова не получится. Нужно понимать, что в местах лишения свободы администрация может очень легко провернуть очередную провокацию», – говорит Аслан Утепов.

По словам правозащитника, ещё одна тема, которую он хочет поднять, – условия содержания в тюрьмах. По его словам, обеспечение осуждённых оставляет желать лучшего.

«Меня здесь содержит не государство, а родственники, друзья, знакомые и просто неравнодушные люди. Я хотел бы выразить благодарность общественности, которая с самого начала моего заключения поддерживает меня, в том числе и материально. Жители Казахстана и нескольких городов России регулярно перечисляют деньги моей супруге на передачки, одежду, обувь, питание. Думаю, что если бы я был плохим человеком, каким меня пытаются выставить, никто бы не стал мне помогать.

Я буду продолжать бороться за свои права. Сейчас готовлю жалобу в КНБ на прокуроров и судей ЗКО. Меня не сломать – я вырос в этой системе и знаю её изнутри. Единственное, за что болит моё сердце, – это моя семья, мои дети, которые сейчас растут без меня», – резюмирует Аслан Утепов.

Мы также взяли комментарий у правозащитницы Бахытжан ТОРЕГОЖИНОЙ, которая помогает Аслану Утепову защищать его права.

«Аслан Утепов выполнил все требования Уголовно-исполнительного кодекса, все условия для сокращения срока. Тем не менее суд ему отказывает. Правозащитники в этой ситуации могут лишь привлечь внимание к действиям суда. Поскольку уголовно-исполнительная система утверждает, что это не они его не отпускают, а суд вынес такое решение. Мы можем только требовать, чтобы на эту ситуацию обратили внимание вышестоящие судебные инстанции», – говорит Бахытжан Торегожина.

В пресс-службе департамента уголовно-исполнительной системы по Западно-Казахстанской области также прокомментировали ситуацию.

«Данный осуждённый отбывает наказание за совершение мошенничеств. С его стороны неоднократно поступали жалобы и обращения в различные инстанции. Всего направлено 169 обращений. Каждое обращение детально рассмотрено, приняты меры реагирования. Кроме того, семь раз он был принят на личный приём правозащитниками и уполномоченными государственными органами. По результатам рассмотрения заявлений осуждённого его доводы не подтвердились. Вместе с тем сообщаем, что в учреждении функционирует круглосуточное видеонаблюдение, интегрированное в надзорные органы, КУИС и МВД РК, что обеспечивает профилактику правонарушений как среди спецконтингента, так и среди личного состава», – сообщили в ДУИС по ЗКО.

Фото: uralskweek.kz.

ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!