Казахстанские хакеры прокладывали секретный кабель к Национальному центру тестирования

Қайтейік енді

18.01.2026,

  в 12:00

517

Команда для хакерской атаки состояла из сборной программистов из разных городов РК

В Шымкенте вынесен приговор пяти молодым людям, уроженцам и жителям городов Шымкент, Алматы, Кызылорда, Караганда и города Каражал Улытауской области, – все айтишники с высшим образованием. Самый старший организатор Самат Ж. – в возрасте 36 лет, остальным от 23 до 31 года. Всем пятерым предъявлялось обвинение по статьям: ст. 24 ч. 3; ст. 210 ч. 2 п. 1), 3) Уголовного кодекса РК (попытка создания, использования или распространения вредоносных компьютерных программ и программных продуктов группой лиц по предварительному сговору в отношении критически важных объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры).

Согласно материалам дела, Самат Ж. с 2019 по 2025 год занимал должность директора в ТОО «U-Study», занимавшегося организацией Национального центра тестирования, проведением и организацией республиканских тестирований.

По окончании договора с компанией Самат остался без работы. После увольнения нуждался в деньгах. Имея определённые навыки в программировании и информатике, Самат решил сдавать тестирование за других, получая соответствующее денежное вознаграждение. Для этого он из сети интернета скачал находящиеся в свободном доступе нужные скрипты, записал их на носители – флешки. Эти программы Самат собирался использовать для удалённого управления компьютерами Наццентра.

Однако, чтобы внедриться в защищённую сеть, Самату пришлось разрабатывать операцию по физическому проникновению в какой-либо из филиалов Центра национального тестирования, чтобы вручную подключить хакерский кабель к секретной сети Наццентра. Выбор пал на Шымкентский филиал РГП на ПХВ «Национальный центр тестирования» Миннауки и высшего образования РК, расположенный по ул. Кунаева.

Самат, прежде занимавшийся обслуживанием всех филиалов в Казахстане, уже несколько раз бывал здесь, был хорошо знаком с «объектом» и даже имел ключи от входной двери.

Но для успеха операции требовалась командная работа – прокладка кабеля была делом хлопотным и трудоёмким. Поэтому Самат стал собирать бригаду. Обратился к своим коллегам-программистам и айтишникам, бывшим сотрудникам «U-Study», которые тоже остались без работы. Коллеги согласились «провести обновление программ шымкентского Наццентра». Съезжались со всего Казахстана, причём за проезд, жильё и питание заплатил сам Самат.

В ночь на 28 апреля 2025 года бригада отправилась на дело. При входе в Центр Самат раздал всем медицинские маски и перчатки, попросил их прикрыть лица капюшонами. Объяснял тем, что нужно быть как «программисты в фильмах». А ещё якобы тестовый центр недавно покрасили дешёвой известкой, и чтобы не испачкаться и не получить аллергию, следовало воспользоваться масками и перчатками.

Примечательно, что, по утверждению всех четверых соучастников операции, никто из них не знал о реальных умыслах Самата. Все считали, что они будут только проводить обновление программ да завершать всякие доделки по монтажу оборудования. Даже то, что они приехали в центр в час ночи, не вызвало у них особенных вопросов, так как именно в это время «трафик лучше, народу в центре меньше и пр.».

Однако уже войдя в помещение центра и получив от Самата указание о подключении нового кабеля к защищённой сети, почти все они стали догадываться об истинных целях операции. Но только в этот момент вся «бригада программистов-кабельщиков» была задержана прибывшими нарядами охраны и полиции.

Оказывается, шымкентский Наццентр не только запирался ключом на замок, но ещё и был подключён к охранной сигнализации.

Так банально провалилась хакерская атака в Шымкенте. Шымкентский Наццентр остался неприступен.

В межрайонном уголовном суде Шымкента все сообщники Самата утверждали о своём неведении, хотя вину частично признавали. Сам Самат тоже заявил, что собирался использовать сообщников вслепую.

Суд признал всех пятерых виновными и назначил им по три года ограничения свободы, но с учётом амнистии сократил срок до двух лет ограничения свободы. Все выплатят обязательный платёж по 78 640 тенге в фонд компенсации потерпевшим и возместят 841 тенге процессуальных издержек.

За РГП на ПХВ «Национальный центр тестирования» МНВО РК остаётся право как гражданского истца требовать удовлетворения в части материального ущерба. Вопрос о размерах ущерба оставлен на рассмотрение судом в порядке гражданского судопроизводства.

Приговор пока не вступил в законную силу.

Фото: 2connect.hu.

ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!