Қайтейік енді
24.12.2025,
в 09:00
364
Мы уже несколько раз писали про два тендера по благоустройству сквера «Алаш» и ремонту пешеходной части центрального проспекта Караганды. Оба тендера выиграла компания AN Groups, которую удалось связать со строительным магнатом Владимиром НЕФЕДОВЫМ. Главным по всем госстройкам он стал при администрации Ермаганбета БУЛЕКПАЕВА, точнее после того, как Булекпаев пришёл на должность акима области. Постепенно огромные бюджеты потекли в компании Нефедова. Завершение строительства «Трилистников», новые школы, новый корпус онкоцентра, новая детская больница, ремонт здания и новое здание для бывшей Антикоррупционной службы, новое здание для прокуратуры. И мы уверены, что у Нефедова впереди ещё много тендерных побед.
Но два тендера на благоустройство привлекают своё внимание огромным ростом бюджетов. Если округлить, то каждый госзаказ за два года вырос с 1 млрд тенге до 3 и 5 млрд тенге. Ремонт проспекта так и не был завершён, финансирование и продолжение работ перенесли на 2026 год. Этот контракт уже тянется три года. При этом просто удивительно, во что вкладывают деньги. Сам по себе ремонт пешеходной части состоит из замены брусчатки и бортового камня — материалы плюс работа. К концу этого сезона срочно начали устанавливать фонари, перед ДК Горняков и памятником Шахтёрской славы фонари поставили просто посреди площади – ты идёшь, а перед тобой внезапно возникает фонарь.
Такая же странная картина происходит в сквере «Алаш», сначала его хотели завершить по старой цене. Но внезапно, под конец прошлого года, объявили, что финансирование будут пересматривать. И вот уже в сквер вливают 3 млрд, вместо 1. Если присмотреться, то можно увидеть внезапно появившиеся островки из брусчатки, где они, казалось бы, не нужны. Также там отказались от дополнительного озеленения. Проложили ещё дорожек. Но на сайте госзакупок хотя бы есть сметы по скверу, а вот с проспектом совсем другая ситуация.
Всю доступную информацию по оплате работ на проспекте мы скачали, но за два года там только две сметы. Всё остальное — это справки об оплате, то есть исполнитель говорит, сколько он потратил, а бюджет платит. Почему нет смет онлайн, понять трудно. Мы также изучили все дополнительные договоры по проектам. Да, там есть формальные объяснения, почему увеличивается бюджет и сроки строительства. Акимат использует два пункта из закона о госзакупках. Один гласит, что увеличение бюджета возможно согласно законодательству при пересмотре проекта и новой экспертизе. А второй пункт позволяет продлить сроки, если финансирование перенесено по времени. Изучение самого закона о госзакупках привело к печальным выводам. Во-первых, он откровенно дырявый, оставляет просто огромные возможности для манипуляций. Во-вторых, всё же для увеличения стоимости проекта нужно обоснование, но у нас этих документов нет.
В связи с этим мы отправили запрос в новый Антикор под крышей КНБ РК. Кому как не им разбираться с вопросами законодательства? Тем более что за последние годы не было ни одного крупного кейса. Вот ряд вопросов, которые мы поставили перед КНБ РК.
Как вы уже понимаете, ответа на эти вопросы не последовало. Вот, что нам смогли ответить в КНБ РК.
«Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан Ваш запрос рассмотрен.
Сообщаем, что в соответствии с Указом Президента от 14 июля 2025 года Nº 944 «О некоторых вопросах КНБ РК» утверждено Положение о «Службе по противодействию коррупции КНБ РК», регламентирующее ее деятельность. Для получения статистических данных по уголовным делам рекомендуем обратиться в Комитет по правовой статистике и специальным учётам ГП.
Иная запрашиваемая информация относится к сведениям ограниченного доступа. В случае несогласия с ответом Вы вправе обжаловать его в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Начальник подразделения О. Бектенов», — и подпись О. Бектенова. Скорее всего, О. Бектенов не в курсе, но мы напрямую поставили вопрос о честности сотрудников местного филиала борцов с коррупцией. Почему нам прислали именно такой ответ, понятно, когда ответить нечего, проще сослаться на статистику, положения и ограниченный доступ.
Между тем, Ревизионная комиссия по Карагандинской области провела аудит финансирования сферы благоустройства. Результаты замечательные. Аудиторы проверили реализацию 325 проектов в 18 объектах на общую сумму 12 304 335 тыс. тенге. И нашли нарушений на 8 812 132,2 тыс. тенге. То есть больше половины всех работы велись с нарушениями.
«Финансовые нарушения – 2 142 871,7 тыс. тенге, неэффективное планирование бюджетных средств – 6 196 978,9 тыс. тенге, неэффективное использование бюджетных средств – 427 381,9 тыс. тенге, прямые потери бюджета – 44 899,7 тыс. тенге»,- сказано в документе.
Аудит показал нарушения практически во всех важных областях: в сфере бюджетного законодательства, законодательства в сфере государственных закупок, бухгалтерского учета и строительной деятельности. Комиссия направила материалы госаудита по 56 фактам нарушений. Но только в органы, которые выписывают штрафы за административные нарушения. Но это не просто административные нарушения, это система.
«Неэффективное планирование на общую сумму 6 196 978,9 тыс. тенге, из них:
— 36 проектов на общую сумму 2 741 303,0 тыс. тенге реализованы без проектной документации, что привело к неэффективному планированию бюджетных средств;
— по 5 реализованным проектам на общую сумму 205 272,5 тыс. тенге разработанные сметные расчеты включают множество излишних объемов работ, которые повлекли необоснованное планирование и завышение стоимости строительно-монтажных работ;
— 1 проект на сумму 30 820,0 тыс. тенге по приобретению скульптур запланирован без обоснования (без прайс-листа);
— 1 проект на сумму 179 565,7 тыс. тенге реализован по проектной документации, из которой исключены, соответственно включены, объемы работ в совокупности 39,2%, тогда как сметная документация подлежит корректировке, если стоимость вносимых изменений превысит 30%;
— по 6 проектам ремонта кровли и фасада многоквартирных жилых домов на общую сумму 77 477,3 тыс. тенге работы проведены и приняты без сопровождения технического надзора;
— по 1 проекту на сумму 277 688,3 тыс. тенге по приобретению мусоросборных контейнеров акиматом необоснованно изменена техническая характеристика товара (исключена крышка) с уменьшением стоимости на 1 ед. с 189,28 тыс. тенге до 166,88 тыс. тенге, тем самым определяя стоимость контейнера без конкурсной (часть контейнеров в городе так и не установлено, а отсутствие крышки играет самую важную роль в общей антисанитарии, особенно летом — А.Б.);
— срок реализации 1 проекта по району имени Казыбек би искусственно затянут, что повлекло нарушение продолжительности срока строительства и корректировку сметной документации путем удорожания, что соответственно увеличение стоимости проекта на 2 684 852,1 тыс. тенге (здесь, возможно, идёт речь о строительстве дома ЖК «Трилистник» — А.Б)», — сказано в выводах комиссии. Про всё, о чём тут сказано, мы писали, опередив ревизионную комиссию на месяцы, а то и годы. Неэффективное планирование, завышение цен, неучтённые работы, изменения объёмов работ, отсутствие проектной документации.
«Завышение объемов и расценок по строительно-монтажным работам на общую сумму 588 182,4 тыс. тенге (по 156 проектам) — неподтверждение физических объемов строительно-монтажных работ, включение в акты необоснованных расценок и видов работ, неверное оформление актов выполненных работ в соответствии с требованиями действующего законодательства и со сметной документацией, из которых подлежат возмещению в бюджет – 510 765,8 тыс. тенге, восстановлению путем выполнения работ и оформления актов – 77 416,6 тыс. тенге», — пришли к выводам аудиторы. За время их работы частично нарушения были устранены. Но это по прежнему огромные бюджетные потери. Ведь возникает логичный вопрос, если бы не был проведён аудит, когда чиновники планировали начать устранять нанесённый ими ущерб?
К примеру, на 30 млн тенге были куплены скульптуры без обоснования, то есть чиновникам назвали цену и они сказали: «Окей». У нас есть коллега, которая в своё время сказала: «Хотите верьте, хотите нет», сейчас она под домашним арестом. А чиновникам Караганды просто грозят административные штрафы. А ведь они просто на веру подписывали акты выполненных работ, платили деньги из бюджета, на ходу переделывали техзадания и характеристики товаров. 44,8 млн тенге уже потеряны для бюджета, потому что прошло время для взыскания неустойки. Ревизионная комиссия также направила предложения в маслихаты, что довольно смешно, поскольку как минимум один депутат — непосредственный субподрядчик по некоторым проектам. Говорят, на заседании ревизионной комиссии акима города Мейрама КОЖУХОВА и акима района Казыбек би Ералы ОСПАНОВА не было.
Удивительно, что КНБ РК не видит нарушений, а госаудит нашёл 8,8 млрд тенге и бюджетные потери.
Фото: © Hronika.kz / Анастасия Багрова.
ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!
Реклама
21.12.2025,
12:00
20.12.2025,
10:00
18.12.2025,
13:30
21.12.2025,
16:00
Реклама
Реклама