Хищение 5 млрд при строительстве метро в Алматы: осуждённым вернули часть арестованного имущества

Қайтейік енді

19.09.2025,

  в 09:00

877

Но срок не сократили

В базе «Судебный кабинет» Хроника обнаружила постановление судебной коллегии по уголовным делам Алматинского городского суда на приговор, который был вынесен летом прошлого года в отношении бывшего директора коммунального государственного предприятия «Метрополитен» (подведомственная акимату компания, управляющая метро в Алматы) Ербола АБИЛЬДИНОВА, его троих сообщников и шестерых обнальщиков.

Напомним о схеме, по которой проворачивались делишки в алматинском метро. Так, по данным суда и следствия, Абильдинов, который был гендиректором АО «Алматыметрокурылыс» (подрядчика алматинского метрополитена), сразу после ухода с этой должности пришёл на должность директора КГП на ПХВ «Метрополитен» акимата Алматы. Таким образом, он имел возможность принимать выполненные работы в период его руководства в АО «Алматыметрокурылыс» уже в должности директора КГП на ПХВ «Метрополитен». Речь на тот момент шла о строительстве пускового комплекса на линии от станции Москва до станции Достык (Бауыржан Момышулы), с общей стоимостью строительства – 67 млрд тенге. АО «Алматыметрокурылыс» был подрядчиком.

Абильдинов придумал схему вывода бюджетных средств и вовлёк в это ещё нескольких человек. А именно: Ерлана АБЖАППАРОВА, который вместо него стал новым генеральным директором АО «Алматыметрокурылыс», и директора производственно-технического департамента фирмы Жамилю АРИСОВУ. Вместе они придумали, что будут подавать КГП на ПХВ «Метрополитен» проектные документы и коммерческие предложения по завышенным ценам, а поставлять товары и услуги по максимально заниженным. Завышение цен мотивировалось нестабильностью казахстанского тенге и увеличением стоимости иностранной валюты.

В дело привлекли субподрядчика – ТОО «Автоматизация и Технологии-Сервис» в лице Ержана КАПАЕВА, который подготовил коммерческое предложение на поставку оборудования по завышенным ценам. Он же нашёл фирму, которая отправила второе коммерческое предложение с ещё более высокими ценами – для создания иллюзии конкуренции. В итоге, в качестве субподрядчика была привлечена фирма Капаева, и он поставил оборудование для строительства метро по низким ценам, выдавая его за более дорогостоящее. Всего, по версии следствия, ущерб от поставки дешёвого оборудования составил 5 млрд тенге.

Для того чтобы обналичить и вывести деньги, осуждённые не смогли придумать ничего лучше, как долго и нудно, оставляя после себя кучу бумажных следов, выводить их через заключение фиктивных договоров поставки (гражданские суды официально признали большую часть договоров недействительными). Для этого был привлечён муж Жамили Арисовой – Нуржан Арисов, сотрудник фирмы Капаева ХЕН и ещё четыре обнальщика, которые за свои 6% заключали договоры с десятками или даже сотнями различных привлечённых контрагентов и снимали наличные в банках второго уровня, передавая деньги основным организаторам хищения бюджетных средств. Часть денег, к слову, ушла на зарубежные счета.

В итоге суд приговорил директора «Метрополитена» Абильдинова, нового директора АО «Алматыметрокурылыс» Абжаппарова, а также субподрядчика Капаева к восьми годам лишения свободы. Их сообщница Жамиля Арисова и её супруг Нуржан Арисов получили по 7 лет и 6 месяцев колонии (Арисова получила отсрочку в связи с наличием малолетнего ребёнка). Обнальщик Хен получил 7 лет колонии, остальные обнальщики – от 1 года и 3 месяцев до 3 лет и 6 месяцев тюрьмы. Удовлетворён был и гражданский иск акимата Алматы: с осуждённых в солидарном порядке взыскано 5 млрд тенге.

У осуждённых также забрали имущество. У Абжаппарова – дом в Бостандыкском районе, автомобиль «Мерседес». У Арисовой – квартира, паркинг, земельный участок близ Талгара, два Lexus 570, элитные наручные часы марки Maurice Lacroix. Часть имущества осуждённых была арестована до окончательного решения вопроса о его обращении в счёт убытков.

Осуждённые попытались обжаловать приговор. Экс-директор алматинского метрополитена в своей жалобе «давил» на то, что контроль и ответственность за строительство метро лежали не на нём, а на ответственных сотрудниках, что свидетели якобы врут о том, что он лоббировал интересы «Алматыметрокурылыс», а с большей частью осуждённых, кроме Абжаппарова и Арисовой (работавших в его подчинении), он познакомился только в период следствия. Открещивался он и от своей активной роли в завышении цен: якобы не знал о нарушениях со стороны субподрядной организации, не принимал участия в согласовании, приёмке и подписании акта выполненных работ и намекал, что оплата подрядчику проходит многоуровневый контроль.

Экс-директор «Алматыметрокурылыса» Абжаппаров также просил коллегию изменить приговор, ссылаясь на то, что суд первой инстанции недостоверно оценил доказательства, ошибочно определил размер ущерба и даже… просил назначить комплексную экспертизу, на время проведения которой приостановить эксплуатацию станций метро «Сарыарқа» и «Бауыржан Момышулы» для оценки их безопасности. Субподрядчик Капаев, в основном, просил оправдать его ввиду того, что все объекты успешно сданы в эксплуатацию и никаких претензий к качеству выполненных работ не имеется.

Правда, судебная коллегия эти доводы не учла – ведь речь в обвинении идёт не о качестве работ, а о завышении цен. Делать повторную экспертизу оказалось нецелесообразно, так как в деле уже было достаточно заключений, а новые лишь затянули бы разбирательство. Таким образом, приговоры в части сроков не были изменены – все будут отбывать наказание в соответствии с решением суда первой инстанции.

Зато был заново решён вопрос об имуществе. Бывшему директору алматинского «Метрополитена» Абильдинову вернули его квартиру и парковочное место. А экс-директор «Алматыметрокурылыса» получил назад две квартиры и «Мерседес». Обнальщик Арисов тоже просил вернуть его имущество, но суд посчитал это неуместным.

Фото: акимата Алматы.

ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!