Қайтейік енді
05.12.2025,
в 12:00
320
Ревизионная комиссия Западно-Казахстанской области опубликовала на сайте отчет аудиторского мероприятия по эффективности использования бюджетных средств, выделенных на субсидирование пассажирских перевозок с января 2022 года по июнь 2025 года. Основной объект проверки — отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Уральска. Именно этот отдел занимается субсидированием из бюджета убытков перевозчиков, связанных с осуществлением социально значимых перевозок пассажиров.
“По результатам аудита установлены нарушения норм законодательства Республики Казахстан на общую сумму 2,4 млрд тенге, которые являются финансовыми и подлежат возмещению в бюджет, а также два процедурных нарушения. Всего в ходе аудита возмещено в доход бюджета 19,6 млн тенге, возмещено путем уменьшения объема назначенных субсидий 1,7 млрд тенге”, — говорится в аудиторском отчете.
Так, субсидированию подлежат убытки перевозчика, которые образовались по социально значимым маршрутам. На сегодняшний день в ЗКО 26 маршрутов субсидируются, все они обслуживаются шестью автопарками — пассажироперевозчиками: ТОО «Батыс Дилижанс», ТОО «УралТехСервис», ТОО «Акжол авто», ТОО «Западно-Казахстанский автобусный парк», ТОО «Алый парус», ТОО «Оралавтотранс».
На такие субсидии, как выяснилось, выделялись миллиардные суммы, ежегодно они росли. В 2022 году было выделено 3,9 млрд тенге, в 2023 — 5,6 млрд, в 2024 — 6,9 млрд тенге, а на первое полугодие 2025 — 3,7 млрд тенге (хотя фактически автопаркам выделили 4,6 млрд). При этом субсидии не обеспечивают своевременное покрытие убытков автопарков — периодически у отдела ЖКХ возникают перед ними долги. На момент проведения аудита власти задолжали автопаркам 5 млрд тенге. Задолженности погашаются через суд: автопарки подают иск, заключается мировое соглашение, и на его основе дополнительно выделяются средства из бюджета.
“При аудите оплаты субсидий пассажирских перевозок, при исполнении определений суда выявлены факты излишне перечисленных сумм в размере 19,6 млн тенге: ТОО «Акжол-авто» — 17,6 млн тенге, ТОО «Алый парус» — 2,0 млн тенге. Эти излишне перечисленные суммы в ходе аудита были возвращены в бюджет города”, — пишут ревизоры в своем заключении.
Кроме того, установлено, что с ТОО «Алый парус» в 2023 году заключен договор на восемь маршрутов, по которым есть субсидирование. Но при подаче заявки на субсидирование перевозчик включил еще два маршрута, а в 2024 и 2025 годах — на три маршрута, на которые не было расчета тарифов и отсутствовали договоры на субсидирование. Итого “Алый парус” получил лишние 66,1 млн тенге. Благодаря аудиторам, именно на эту сумму уменьшатся будущие субсидии для этого автопарка.
Аудиторы выяснили, что у автопарков есть проблемы и с электронной системой оплаты проезда “Smart Qala” — это нововведение изначально стоило 9% от транзакций, но с 2025 года подорожало до 12%. По правилам субсидирования, убыток перевозчика определяется как разница между стоимостью километра маршрута (рассчитывается по специальной методике) и фактическими доходами от перевозки пассажиров.
“Установлено, что перевозчик ТОО «УралТехСервис» при расчете субсидий занижал объем финансовых средств, поступивших от перевозки пассажиров. Представители ТОО объяснили это тем, что оператор ТОО «Smart Qala Oral» перечисляет средства за вычетом стоимости собственных услуг, а не в полном объеме.
Однако стоимость услуг оператора электронной системы оплаты включена в затраты при расчете стоимости маршрута. Таким образом, эти расходы были учтены дважды — и при расчете стоимости маршрута, и при занижении поступлений от перевозок, что привело к завышению объема запрашиваемых субсидий. В результате ТОО «УралТехСервис» завысил свои заявления на субсидии на 92,6 млн тенге. На эту сумму уменьшатся будущие субсидии для этого автопарка”, — говорится в заключении экспертов.
Ревизоры установили, что субсидии не облагаются НДС, но при расчете стоимости маршрута на 2023 и 2024 годы НДС был учтен на всю сумму расходов. Однако в ответе на запрос управление госдоходов сообщило: НДС по субсидиям перевозчики не платили, а значит, и включение этих сумм в расходы необоснованно.
Аудиторы обнаружили завышение расходов на ремонт и техобслуживание транспорта, завышение стоимости транспорта, закрепленного на маршрутах. Проверяющие пересчитали и скорректировали все, что хоть как-то увеличивало объем получаемых субсидий. В итоге сумма, подлежащая субсидированию, была снижена на 2,2 млрд тенге.
Ранее мы рассказывали, что ревизоры Алматы выявили перерасход в 26,7 млрд тенге на подушевое финансирование детсадов.
Фото: Яндекс карты.
ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!
Реклама
05.12.2025,
09:00
04.12.2025,
13:00
04.12.2025,
11:00
08.12.2025,
09:00
03.12.2025,
18:00
Реклама
Реклама