Почем “мерс” для министра: как столичные чиновники прокатали 5 млрд тенге за год

Қайтейік енді

09.09.2025,

  в 09:00

412

Региональные изо всех сил помогали им

Хроника решила изучить, сколько денег получило из бюджета РГП «Автохозяйство Управления делами Президента РК”, которое в СМИ окрестили главным гаражом страны. Решили посмотреть за 2024 год, так как финансовый год в госорганах уже закрыт, а на 2025 год, может быть, не все тендеры еще разыграны. Интерес к автохозяйству появился после того, как стало известно, что оно занимается не только обеспечением деятельности президента, но и региональными чиновниками.

Каждый год количество получаемых автохозяйством контрактов плюс-минус одинаковое. В 2024 году автохозяйство, по данным сервиса adata.kz, получило 706 контрактов на сумму 5 млрд тенге. В 2023 году 774 контракта на 3,6 млрд тенге, в 2022 году — 847 контрактов на 4 млрд тенге. Чаще всего договоры заключаются путем прямого заключения, то есть без какой-то особой конкуренции.

Заказчиками автохозяйства помимо, собственно, самой администрации президента РК являются судебная администрация РК, аппарат правительства, министерства, подведомственные министерствам комитеты, “Самрук Казына”, его дочки и дочки его дочек.

Большинство договоров с автохозяйством не имеют большого количества деталей в техспецификации, но некоторые ведомства уточняют, что заказывают авто именно представительского класса. Например, министерство энергетики, которое, напомним, платит десятки миллионов фирме по уборке помещений за здание “Казмунайгаза”, заказывает просто: транспортные услуги по предоставлению автомобиля для министра. Но в техспецификации уточняет: машина должна быть представительского или бизнес класса с индексом KZ, одна машина не ранее 2020 года выпуска, с двигателем не менее 3000 см3. Поставщик должен иметь беспрепятственный проезд автотранспорта на территорию и к центральным входам зданий Администрации президента Республики Казахстан, правительства, парламента, Дома министерств, других государственных органов и учреждений, к первой линии пассажирского терминала аэропорта Астаны. Водитель авто при необходимости со стороны заказчика может быть вызван в любое время суток и одет должен быть в деловом стиле.

Министр — не единственный, кто пользуется услугами автохозяйства, также есть лоты для предоставления машин пятерым первым руководителям министерства и руководителю аппарата. Всего министерство энергетики в 2024 году заключило шесть договоров с автохозяйством на сумму 509,6 млн тенге.

И таких непомерных трат на авто полно и у других столичных ведомств. Например, министерство транспорта заключило с автохозяйством четыре договора на сумму 828,9 млн тенге. Министерство финансов — два договора на 320,5 млн тенге. Не отстает и судейский корпус, так Судебная администрация Республики Казахстан, которая занимается материально-техническим обеспечением деятельности Верховного суда и других судов в Казахстане, заключила с автохозяйством три договора на 890,8 млн тенге. А аппарат Конституционного суда — четыре договора на 578,4 млн тенге.

Столичную моду на автомобили задают сами столичные чиновники, ну а региональные стараются им соответствовать, по крайней мере, когда приезжают в Астану в командировку. Так, например, в 2024 году хозяйственное управление аппарата акима Западно-Казахстанской области заключило три договора с автохозяйством УДП РК на сумму 12,3 млн тенге на предоставление услуг транспорта во время визитов в Астану. По сравнению с министерствами, сумма не такая уж и большая, но нужно понимать две вещи. Во-первых, региональный чиновник большую часть времени проводит у себя в регионе, в столицу же наведывается нечасто. Во-вторых, это только часть расходов на транспорт, у себя в области акиматовские чиновники тоже тратят приличные средства, тот же самый акимат Западно-Казахстанской области потратил на транспорт в 2024 году 188,4 млн тенге. И так почти все области Казахстана: область Абай, Улытау, Туркестанская, Алматинская, Жамбылская, Актюбинская, Костанайская — все заказывают отдельные машины для поездок в столицу.

Но не только госаппарат является приобретателем крутых авто у автохозяйства. Так, например компании, подведомственные Фонду национального благосостояния “Самрук Казына”, как, собственно, и сам фонд, заключили в 2024 году 16 договоров на сумму 179 млн тенге. Из них сам фонд “Самрук Казына” — три контракта на 102,9 млн тенге.

Вот как выглядит один из договоров на аренду авто (на сумму 49,8 млн тенге, сроком на один год): один автомобиль черного цвета не ранее 2017 года выпуска, объем двигателя – не менее 3900 см³, но не более 6 000 см³; с подогревом кожаного сидения, с климат-контролем и две машины с такими же атрибутами премиального авто, только с чуть меньшим объемом двигателя. И, опять же, не надо думать, что топ-менеджмент “Самрук Казына” экономнее казахстанских министров. Помимо автохозяйства УДП РК, фонд заключил за прошлый год еще два договора с частной компанией ТОО “КазЕвроТранс ЛТД” на услуги аренды легковых авто на сумму 153,2 млн тенге.

Вот такие высокие стандарты на машины в столице. К слову, за автохозяйством числится 571 единица транспорта, самый старый автомобиль — 2013 года выпуска, но большинство машин было куплено с 2018 по 2025 годы. 189 из 571 машины — марки Mercedes, 65 — Toyotа, есть среди премиального автопарка и машины попроще, например, казахстанской сборки “СарыаркаАвтоПром”. Любопытно и то, что водители, работающие в автохозяйстве, периодически попадаются в поле зрение полиции. В 2024 году на автохозяйстве было 104 штрафа на общую сумму 900 тысяч тенге за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика и превышение установленной скорости движения и за нарушение правил остановки или стоянки. Со штрафами водители особо не спорят и судиться не пытаются.

Фото: Pexels.

ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!