Турецкий инвестор, который выкупит завод “Зенит”, будет строить судоверфь в Актау

Қайтейік енді

21.08.2025,

  в 17:04

564

Чтобы строить на ней танкеры и торговые корабли

14 августа на “Хронике” вышла статья о том, что завод “Зенит” всё же отойдёт в частные руки. В статье сообщалось, что госкомиссия по модернизации экономики одобрила приватизацию АО “Зенит” и его адресную продажу инвестору – ТОО “AYDA”. Фирма, очевидно, связана с турецкой группой компаний YDA, занимающейся диверсифицированным бизнесом, в том числе гражданским и военным строительством. У АО “Казахстан инжиниринг” сохранится “золотая акция”, которая даёт специальные права на участие в управлении заводом, а также право вето при рассмотрении ключевых вопросов.

В настоящее время ТОО “AYDA” проводит аудит деятельности АО “Зенит”. Сообщается, что новый инвестор берёт на себя обязательства по сохранению профиля деятельности завода с условиями: не ликвидировать, не реорганизовывать завод, сохранить действующие рабочие места и осуществить трансферт технологий по производству судов различной тоннажности.

Вопрос о стоимости покупки завода пока не решён.

Как стало известно из Telegram-канала Олега ЧЕРВИНСКОГО “Нефть и газ Казахстана. Факты и комментарии”, тот же самый турецкий инвестор, который станет владельцем завода “Зенит”, будет также строить судоверфь в Актау – для создания танкеров и торговых кораблей.

Червинский сообщает, что год назад Министерство промышленности РК заявило совместно с двумя турецкими компаниями об амбициозном проекте “Каспий”, включающем строительство новых верфей и порта. В частности, компания YDA Group обещала построить судостроительный завод рядом с морпортом Актау.

В настоящее время ведутся согласительные работы. На верфи будут проектировать и строить различные платформы, коммерческие морские суда и корабли для нужд экономики Казахстана”, — заявил генконсул Турции в Казахстане Сабри АЛЬПТЕКИН.

При этом предполагалось, что строительство будет профинансировано за счёт казахстанского Фонда развития промышленности. По данным Минтранспорта, более 150 малотоннажных и крупных судов в стране нуждаются в ремонте, который можно будет проводить на новой судоверфи. Также есть потребность в строительстве 10 новых судов, в том числе 3 танкеров, 3 сухогрузов и 4 универсальных паромов. Новые модели судов проектируются дочерней компанией “КазМунайГаза” – “Казмортрансфлот”.

Стоит отметить, что, по данным сервиса adata.kz, структуры, связанные с YDA, уже активно работают в Казахстане, в том числе по государственным заказам, включая объекты стратегического значения. По крайней мере две компании из этой группы уже выигрывали тендеры: одна поставляла армейские кровати для воинской части на сумму 800 млн тенге, другая получила несколько заказов на общую сумму от 2 до 8 млрд тенге на подведение инженерных коммуникаций к Туркестанскому аэропорту.

Фото: zenit.ke.kz.

ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!