Не дейді-ей
02.10.2025,
в 09:00
753
Глобальная налоговая реформа стартанет в Казахстане в январе 2026 года, с принятием нового Кодекса РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”. Часть новшеств нового налогового законодательства коснется только отдельных секторов экономики — цифровой майнинг, нефтесектор, игровой бизнес, торговля подакцизными товарами. Другая же его часть станет общей для всех видов деятельности, в том числе для владельцев ИП и других резидентов, не занятых в предпринимательстве. Уже сейчас бизнес обеспокоен растущей налоговой нагрузкой, боится утонуть в бесконечной бюрократии, а простые казахстанцы опасаются — не породит ли реформа очередной всплеск удорожания на товары и безработицу.
Юридический консультант, академик МАИН и эксперт комитета мажилиса парламента РК по законодательству и судебно-правовой реформе Евгений ПРИЦКЕР проанализировал с участием искусственного интеллекта новый Кодекс РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”, который вступит в законную силу с 1 января 2026 года. Удивительно, но анализ подсветил вовсе не типичные трудности, о которых сейчас переживает бизнес-сообщество (повышение НДС, низкий порог входа в плательщики НДС, дифференцированные ставки КПН), а совершенно новые вызовы, с которыми придется столкнуться. Тезисно о них:
1. Внедрены новые термины для системы налогового администрирования, все они подстроены под новую автоматизированную систему, которая теперь будет внедрена в налоговой. Термины более узкие, чем прежние. С одной стороны, это помогает избегать правовой неопределенности в спорных моментах, зато многие решения теперь будут приниматься системой автоматически. Кроме того, система будет интегрирована с системами других госорганов и банков, а новое определение налоговой тайны позволит налоговикам запрашивать информацию о налогоплательщиках в других госструктурах.
2. Камеральный контроль (удаленная проверка на основе данных, предоставленных налогоплательщикам) тоже станет более автоматизированным. При этом всегда будет возможность и время предоставить доказательства, в случае несогласия с результатами камерального контроля, но требования к доказательной базе будут высокими. Кроме того, для налоговиков на определенном этапе стало возможным фактически приостанавливать деятельность компании до устранения нарушений.
3. Другие типы проверок: тематические, встречные проверки, комплексные и точечные будут происходить реже. Это связано с предыдущим пунктом — автоматический налоговый контроль станет своеобразным отсевом. Но если эти проверки все же назначат, они будут довольно объемными и жесткими. Предпринимателям нужно тщательно отслеживать своих контрагентов, проверять заранее их добросовестность и быть более тщательным в ведении бухучета.
4. Для диверсифицированного бизнеса, даже для самого маленького, теперь нужен раздельный учет. Для больших групп компаний — тем более. Налоговая будет строго за этим бдить — чтобы каждый специальный налоговый режим применялся исключительно по назначению. В целом требования к хранению бухгалтерских документов сильно ужесточаются.
Из этой аналитики можно сделать вывод, что новшества сильно утяжелят жизнь рядового казахстанского налогоплательщика, однако Евгений Прицкер считает, что если копнуть глубже, в новом законе можно найти и благо, а общий эффект от его применения может повлиять на многие сферы жизни. Хроника задала эксперту несколько наиболее волнующих вопросов по новому Налоговому кодексу.
— С реформой налоговики перейдут на “машинный” тип администрирования. Получается палка о двух концах: с одной стороны беспристрастная машина может подходить к этому формально и в итоге закидает предпринимателя уведомлениями и создаст проблемы на ровном месте. А с другой стороны радует, что будет меньше выездных проверок и соответственно — меньше коррупционных рисков. Что вы думаете по этому поводу?
— Не стоит переживать из-за этого. Это уже происходит в нашей налоговой жизни. Мы уже давно при общении с налоговиками используем письменные обращения и уведомления. Так же и они работают с налогоплательщиками — через переписку посредством кабинета налогоплательщика и иных информационных баз. “Живые” контакты минимальные, если человек просто придет и будет жаловаться в приемной налогового органа, он может и ничего не добиться — всегда нужна переписка, письменные пояснения с приложением к ним необходимых документов и доказательств. По поводу технических ошибок могу сказать — полный переход на автоматизированное администрирование невозможен, за любой машиной будет стоять человек. Да, технические сбои могут привести к серьезным нарушениям прав в отношении налогоплательщиков, но сбой этот произойдет, не потому что программа плохая, а потому что люди неправильно поставили ей вопрос или ввели неверные данные. То есть человеческий фактор никуда не денется. Возможно, сбои будут из-за ошибок в программном обеспечении, его тоже писали люди. И эти все эти недочеты должны исправляться именно в результате практики и анализа ошибочных действий. Это необходимый и безусловный процесс развития информационной системы и системы вообще.
— И тем не менее, кто будет нести ответственность, если что-то подобное произойдет? Что делать, чтобы сократить угрозу ошибок или разного понимания в толковании Налогового кодекса? И как обезопасить себя по разным спорным вопросам?
— В разных случаях по-разному, чтобы это выяснить, нужно будет отправлять в каждом конкретном случае запрос. Например, в новом Налоговом кодексе, если человек владеет имуществом более двух лет, то с него будет взиматься налог при продаже на прирост стоимости. При прежнем кодексе этот срок был один год. А что если человек купил в 2024 году квартиру? Здесь идёт год или два года?
— Может ли новая редакция Налогового кодекса применяться к ранее существовавшим правоотношениям?
— Все эти вопросы требует разъяснения, и эти разъяснения должны давать налоговые органы как инициаторы новой редакции Налогового кодекса.
— Интересный момент с налогом на имущество, здесь хорошо видно, как новый закон касается не только бизнеса, но и рядовых граждан.
— Да. Много нюансов, которые требуют разъяснений. Например, что если изначально квартира была в черновом варианте за 20 миллионов тенге, потом в ее ремонт было вложено 10 миллионов? В новой редакции Налогового кодекса при продаже квартиры эти расходы у физического лица не учитываются.
А если это индивидуальный предприниматель, который отразил эти расходы в своей декларации, будут они учтены? Вот именно за такими разъяснениями нужно обращаться в налоговый орган. Возвращаясь к ответственности за технические ошибки — эта ответственность возложена на налоговый орган, именно организация отвечает за действия своих работников. У нас есть норма Гражданского кодекса об ответственности организаций, в том числе государственных, за ущерб, причиненный действиями сотрудников этих организаций. У нас есть административные процедуры, суды, куда можно обратиться за защитой своих интересов, в случае, если переписка с самой налоговой службы не принесет плодов. В Казахстане прекрасное законодательство, другой вопрос, что у нас хромает правоприменительная практика, поэтому в помощь предпринимателю нужны понятные и ясные инструкции, как справляться с подобными ситуациями. Сначала будет трудно, но дисциплина вынудит нас разбираться в законе
— Второе новшество, которое многих пугает — это увеличение полномочий налоговиков. К каким последствиям это может привести?
— По разным видам полномочий — к разным последствиям. Например, прописан пункт, разрешающий ограничение выписки счетов-фактур, если уведомление о нарушениях не исполнено. То есть предпринимателю приходит уведомление, он считает его необоснованным, вступает в переписку, дает пояснение, предоставляет документальные доказательства своих доводов. Это является исполнением уведомления.
Но если налоговый орган вынесет решение об отказе в принятии пояснения о несогласии с уведомлением, ему могут ограничить выписку ЭСФ, что приведет к блокировке его деятельности. При этом у налогоплательщика остается право обжалования действий налогового органа в вышестоящей инстанции и суде. То есть санкции наступают даже тогда, когда вина налогоплательщика еще не была доказана. По моему мнению, это нарушение презумпции невиновности, которая прописана в Конституции РК. По этому поводу я готовлю запрос в Конституционный суд. А еще в новом Налоговом кодексе увеличились полномочия налогового органа по взысканию задолженности с должников налогоплательщика. По моему мнению, это правильно — если предприниматель не может заплатить налоги из-за долгов другого предпринимателя, почему бы этим не заняться налоговым органам.
— В целом новый кодекс можно охарактеризовать как тенденцию к ужесточению для бизнеса? В чем его польза для предпринимателей и рядовых граждан?
— Налоговый кодекс создан лишь с одной целью — улучшить качественно и количественно поступления в бюджет, оптимизировать толкования законодательства. Он затрагивает множество частностей: изменения для бизнесменов-держателей игрового или букмекерского бизнеса, для нефтесектора, изменения по акцизам. Все это сделано для более четкого и прозрачного поступления налогов в бюджет от этих организаций. И таких деталей множество, например, для компаний-нерезидентов или для граждан-нерезидентов, которые не платили налоги в Казахстане. Каков будет экономический эффект от этого? Нетрудно догадаться, что будет увеличение объема поступлений. То же касается и изменений, связанных с порогом входа в плательщики НДС и обновлениями для ИП, это делается для “профилактики” дробления бизнеса. Я согласен с позицией разработчиков в части этой борьбы с дроблением бизнеса. По моему мнению, дробление — это еще один способ уклонения от уплаты налогов. Другой вопрос, что новые ставки налогов неизбежно лягут в качестве дополнительной финансовой нагрузки на предпринимателей и могут поднять цены в потребительском секторе. Также это может привести к ущемлению отечественных производителей в их конкурентной борьбе с импортерами аналогичной продукции.
— И все-таки складывается ощущение, что бизнесу будет сложнее выживать, не так ли?
— Не исключено. Но у всего есть положительный эффект: новый Налоговый кодекс вынудит нас более тщательно разбираться и в налогах, и в других законах, стать более дисциплинированными и внимательными. Если не будешь таким, то санкции будут очень высоки. Кроме того, увеличение налогового бремени дает нам дополнительные права, как налогоплательщикам, которые являются донорами государства, требовать от государства реализации наших прав как граждан Казахстана.
Но сейчас, я считаю, не время обсуждать Налоговый кодекс. Он уже принят, нужно изучать изменения, делать анализ, вводить корректировки в деятельность. Налоговый кодекс принят, и нужно готовиться к его исполнению.
Фото: © Хроника / Марат Асипов.
ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!
Реклама
12.10.2025,
10:00
13.10.2025,
18:00
17.10.2025,
18:30
15.10.2025,
17:22
Реклама
Реклама