Госдолг растет, а расходы на нужды населения сокращаются: аудиторы раскритиковали бюджет страны

Не дейді-ей

01.11.2025,

  в 10:00

724

А “Байтереку” и вовсе рекомендовано ужаться втрое

Высшая аудиторская палата в сентябре этого года дала заключение на проект закона РК “О республиканском бюджете на 2026-2028 годы”. Стоит отметить, что в проекте закона правительство утвердило, что бюджет страны на 2026 год составит 22,8 трлн тенге и будет собран в основном за счет налоговых поступлений и таможенных платежей. При этом расходы составят 27,2%, то есть виден явный дефицит. Hronika.kz рассказывает, на какие именно системные нарушения обратили внимание аудиторы. Так, оценка бюджета производилась только по шести направлениям:

  • расходы на здравоохранение;
  • меры социальной поддержки населения;
  • госинформполитика;
  • развитие транспорта и инфраструктуры;
  • интернет;
  • строительство и реконструкция систем водоснабжения;
  • расходы холдинга “Байтерек”.

Первое, на что обратили внимание аудиторы — это то, что правительство сокращает расходы на все направления, предполагающие высокое качество жизни и развитие экономики. А именно — на образование, здравоохранение, развитие энергетики, промышленности, развитие транспортно-логистического и агропромышленного комплексов. Это происходит на фоне увеличения финансирования общегосударственных расходов, в среднем на 6%. Всего в эти три года 42% бюджета страны будет уходить на общегосударственные расходы. Причина — рост затрат на обслуживание госдолга, общий объем которых к 2028 году вдвое превысит объем средств, направляемых на здравоохранение.

На здравоохранение правительство планирует выделить 5,3 трлн тенге за три года. Сюда включены все виды здравоохранения, включая целевой взнос в Фонд социального медицинского страхования (часть денег в фонд платят сами граждане, а часть — государство). Аудиторы отмечают, что расходы на этот взнос формируются из прогнозной потребности населения в медицинских услугах. Однако же давно установлено, что в этой системе творится полный беспорядок: завышение количества прикрепленных к больницам людей, некорректное применение коэффициента подушевого норматива, завышение потребности в препаратах и риски двойного финансирования.

Аудиторские мероприятия, проведенные высшей аудиторской палатой в 2024 — 2025 годах, указывают на системную проблему планирования препаратов при наличии остатков, приводящую к затовариванию и списанию медикаментов по истечению срока годности. Планирование бюджета на 2026 – 2028 годы не стало исключением. В частности, не был учтен 25%-ый остаток резерва по 19 наименованиям препаратов, что привело к завышению их реальной потребности более чем на миллиард тенге. Кроме того, в бюджетный запрос включены препараты на 1,6 млрд тенге, которые не предусмотрены перечнем минздрава.

Минздрав запрашивает гораздо большее количество средств на те или иные виды медобслуживания, поскольку количество зарегистрированных в информационных базах пациентов не совпадает с данными минздрава. Например, на лечение от туберкулеза расходы завышены на 1,5 млрд тенге. Или же в части лечения за рубежом: запрашивается сумма свыше 2 млрд тенге, а освоение совершенно иное. По итогам первого полугодия 2025 года из общего объема средств на 1 513 млн тенге фактически освоено всего 0,6 млрд тенге или 38%. Из запланированных 59 случаев пролечено за рубежом всего 28, а из запланированных 15 мастер-классов не проведено ни одного”, — говорится в аудиторском заключении.

Интересно минздрав подошел и к взносам государства на ОСМС за граждан, освобожденных от уплаты взносов. На 2026-2028 годы предусмотрено внесение взносов за 14 льготных категорий (12 млн человек), в размере 2,5 млрд тенге. При этом сумма была рассчитана на основании среднемесячной зарплаты — 434 тысячи тенге. Министерство финансов же предложило делать взносы по медианной зарплате — 285 тысяч тенге — и сэкономить так 1,4 млрд тенге.

В сфере социального обеспечения тоже проблемы, и они, похоже, системные. Например, в 2024 году специальное профессиональное государственное пособие было выплачено 7 384 людям на сумму 7,4 млрд тенге, при утвержденном плане на 25,8 млрд тенге для 24860 человек. То есть изначально ведомство запрашивало в три раза больше денег и планировало выплатить пособие в три раза большему количеству казахстанцев. Что случилось с оставшимися деньгами — остается только догадываться.

Отдельная статья расходов бюджета Казахстана — это вливания в капитализацию национального управляющего холдинга “Байтерек”. Как выяснилось, правительство в последующие три года планирует влить в него 3 трлн тенге, и это только по линии минфина. Другие министерства по другим типам проектов планируют вложить в холдинг еще 1,1 млрд тенге.

При этом для обоснования расходов на 3 трлн тенге в бюджетном запросе минфина отсутствуют расчеты и паспорт бюджетной программы, предусмотренные законодательством, а план развития не содержит соответствующих целевых индикаторов и показателей результатов”, — говорится в документе.

Также не были предоставлены положительное экономическое заключение и экспертиза на инвестиционное предложение, которые бы обосновали выделение этих 3 трлн тенге.

“Исходя из представленного холдингом “Байтерек” количества проектов с общей потребностью финансирования на 2026 – 2027 годы в сумме 5 200 млрд тенге, потребуется выделение всего 650 млрд тенге, в том числе в 2026 году – 426,6 млрд тенге, в 2027 году – 223,4 млрд тенге. Учитывая планирование расходов без соблюдения бюджетных процедур, а также неготовность достаточного количества проектов, предлагается сократить финансирование холдинга “Байтерек” с 3 трлн тенге до 650 млрд тенге”, — говорится в заключении Высшей аудиторской палаты.

Фото: gov.kz.

ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!