Мишне Тора, Шариат и законы Казахстана: где больше справедливости

Анализ эксперта сравнивает древние религиозные нормы и современное светское право

В современном, светском Казахстане правовые отношения регулируются множеством кодексов, законов и подзаконных актов, действующих одинаково для всех граждан – независимо от их вероисповедания или национальности. Однако на протяжении веков именно религиозные писания определяли не только связь человека с Богом, но и его отношения с другими людьми, формируя общественный уклад.

Юридический консультант, академик МАИН и эксперт Комитета Мажилиса Парламента РК по законодательству и судебно-правовой реформе Евгений ПРИЦКЕР провёл уникальное исследование. С помощью искусственного интеллекта он сравнил три обширные правовые системы:

  • иудейское право (сборник «Мишне Тора», раздел «Мишпатим» – «Суды»),
  • исламское право (Шариат),
  • казахстанское законодательство.

В фокусе анализа оказались шесть сфер: семейные отношения и наследование, предпринимательство, займы и залоги, имущественные права, трудовые отношения и возмещение ущерба. Результаты получились интересными и неоднозначными. С одной стороны, некоторые древние нормы кажутся «более справедливыми и человечными». С другой – их применение сопровождалось множеством «подводных камней».

Хроника запускает серию материалов, посвящённых этому сравнению. В первой статье – семейные отношения и наследование.

Шариат: брачный выкуп, многожёнство и фиксированные доли

По Шариату, брак (никах) заключается по согласию сторон – обычно при наличии махра (выкуп, выплачиваемый женихом). Обязательны свидетели, иногда – опекун невесты. Мужчинам разрешено иметь до четырёх жён, но лишь при абсолютной справедливости ко всем.

Супруги могли заключать брачные договоры, которые имели обязательную силу. Развод возможен в нескольких формах:

  • Талак – по инициативе мужа;
  • Хула – по желанию жены (чаще всего с отказом от части махра);
  • Фасх – расторжение через суд при нарушении брачных обязанностей.

После развода финансовая ответственность за бывшую супругу и детей полностью ложится на мужа. Понятие «алименты» в привычной форме отсутствует, однако их функциональный аналог реализуется через обязательства отца. Ребёнок, как правило, остаётся с матерью, но это может меняться с возрастом или по обстоятельствам.

Наследование регулируется строго: каждый родственник получает определённую долю, независимо от воли завещателя.

  • Сын – вдвое больше, чем дочь.
  • Жена – 1/8 (если есть дети) или 1/4 (если детей нет).
  • Муж – 1/4 (при наличии детей) или 1/2 (если их нет).

Усыновлённые дети не наследуют. Завещать можно только до одной трети имущества – остальное делится по установленным нормам. Приоритет: расходы на похороны, долги умершего, а уже затем – завещание.

Иудаизм: брачный договор, левират и двойная доля для первенца

В иудейском праве семейные отношения также строго регламентированы. Перед вступлением в брак обязательно составлялась ктуба – брачный контракт, в котором оговаривались обязанности сторон и выплаты при разводе или смерти.

Развод оформляется гетом – письменным документом, который муж вручает жене в присутствии свидетелей. В случае жестокого обращения или споров женщина могла инициировать развод через суд.
Алименты на детей (до 6 лет) и бывшую жену назначались исключительно по решению суда.

Многожёнство не было повсеместной практикой, но существовала традиция левирата – брак брата с вдовой умершего, чтобы сохранить семейное имущество и продолжить род.

Наследование происходило по мужской линии:

  • В первую очередь – сыновья, затем дочери, братья, отец.
  • Старший сын получал двойную долю.
  • Жена после смерти мужа не наследовала, за исключением выплат, прописанных в ктубе.
  • Завещание допустимо, но не отменяет порядок, установленный Торой.

«В еврейском праве наследование патрилинейное и акцентировано на сыновьях и праве первородства. Окончательное решение по спорам принимает раввинский суд», – поясняет Евгений Прицкер.

Казахстан: равноправие и свобода завещания

В Республике Казахстан семейные отношения регулируются Кодексом о браке и семье и Гражданским кодексом. Юридически значимыми являются только браки, зарегистрированные в ЗАГСе. Фактическое сожительство не защищает права партнёров.
Религиозный брак (никах) не имеет юридической силы. Полигамия – вне закона.

Развод оформляется через ЗАГС (если нет детей и споров) или через суд. Суд решает вопросы:

  • опеки,
  • алиментов (обычно – процент от дохода родителя, проживающего отдельно),
  • раздела имущества.

Также возможны алименты на содержание бывшего супруга/супруги – если тот ухаживает за ребёнком до 3 лет.

При разделе имущества и определении опеки действует принцип равенства сторон, независимо от пола или возраста ребёнка. Место жительства ребёнка определяется с учётом его интересов, условий и мнения (при достижении определённого возраста).

Наследование:

  • При отсутствии завещания действует очерёдность (всего 8 очередей; первая – супруг, дети, родители).
  • При наличии завещания – наследство распределяется по воле завещателя, за исключением обязательной доли (несовершеннолетние и нетрудоспособные наследники).
  • Мужчины и женщины имеют равные права на наследство и имущество.

«Ислам и иудаизм во многом опираются на морально-этические нормы, чего меньше в современном праве. Но идеализировать их не стоит: тогда существовали рабы, которых лишали прав и наследства. Правовые нормы касались только свободных людей», – подчёркивает Прицкер.

Он также добавляет:

«Приоритет мужчин, который сегодня воспринимается как дискриминация, тогда обосновывался их обязанностью защищать семью и имущество в случае войны».

В следующих материалах Хроника продолжит сравнение: анализ правовых норм по займам и залогам в Шариате, Мишне Торе и казахстанском законодательстве.

Фото: pashalena.livejournal.com.

ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!