Шалап
08.11.2025,
в 18:00
524
Hronika.kz продолжает сравнивать три масштабные правовые системы — современное законодательство Казахстана, сборник иудейского права (Кодекс Рамбама Мишне Тора. Мишпатим) и исламское право (шариат). Материал подготовлен на основе анализа юридического консультанта Евгения ПРИЦКЕРА с участием искусственного интеллекта.
В прошлых публикациях мы рассказывали про семейное право и наследство, кредитование и залоги. Как выяснилось, регулирование обеих сфер в исламе и иудаизме значительно выигрывает в сравнении с современным законодательством нашей страны. И это неудивительно, ведь закон тогда рассматривался прежде всего как инструмент социальной справедливости и возводился в ранг морального долга. В сегодняшнем материале мы рассмотрим сферу отношений между работодателем и работником и урегулирования отношений между ними. И надо сказать, что при всей рыночности казахстанской экономики наше право ничем не проигрывает по социальности и заботе о населении прежним историческим нормам — по крайней мере, на бумаге.
По шариату договор найма работников — стандартный договор, который четко определяет срок выполнения работ, саму суть работы и вознаграждение. Он называется “иджара”, и по факту термин трактуется двояко: как договор аренды какого-либо имущества или как, собственно, договор найма, только “объектом” найма выступает человек — его время и усилия.
Сумма оплаты при найме должна оговариваться заранее — это могут быть деньги, вещи, продукты, услуги. Недопустима задержка со стороны работодателя, и это всячески подчеркивается, работодатель должен давать плату работнику «до того, как высохнет его пот».
Само собой разумеется, что работодателю строго запрещено эксплуатировать рабочих, рабочие имеют право на уважение, справедливое обращение и безопасные условия труда, которые обеспечивает работодатель. Договор найма работника под принуждением тоже запрещен, как и кабальные условия работы.
При этом сам рабочий должен выполнять работу добросовестно и полностью, в случае обмана или халатного отношения к работе договор с ним разрывается. В случае, если работник (неважно случайно или намеренно) наносит ущерб имуществу своего нанимателя, то он должен его возместить. К слову, договор может быть разорван по согласию сторон, но без причин работодатель не может уволить. Для этого у него должны быть веские основания, например, невыполнение условий со стороны рабочего.
Работать можно только на работе, которая разрешена в исламе, то есть нельзя работать в сфере, так или иначе связанной с азартными играми, ростовщичеством или алкоголем. Что касается срока действия договора, то все зависит от потребности в каждом конкретном случае — работник может быть нанят на конкретный срок: на сезон, на день или на период выполнения работы (например, перенести груз с места на место).
Удивительно, до чего схожи в вопросах трудового права шариат и иудейский закон. Как оказалось, договор найма работника “сехирут поалим” в иудаизме тоже является одним из видов договоров найма, наряду с наймом (арендой) имущества.
В иудаизме права работников тоже четко закреплены законом, от работодателя требуется точно соблюдать все условия договора между ним и рабочим — давать ту работу, на которую изначально договаривались, на оговоренный срок и платить зарплату вовремя. Поденщику должны были платить сразу же после окончания работы, не допускалась даже задержка до утра, потому что это было приравнено к краже. Работник даже имел право удержать имущество работодателя в обеспечение своей зарплаты.
По еврейским законам, работник обязан честно трудиться, так как лень или имитация работы считается нарушением и даже “воровством времени”. При этом сотрудник мог уйти с работы в середине дня, но часть денег из своей оплаты вернуть хозяину. Считалось, что сыны Израиля — рабы Божьи, а не “рабы рабов”. Но если уход работника приносил убытки работодателю, он должен был возместить ущерб. Работодатель также мог расторгнуть договор с рабочим в одностороннем порядке, при условии компенсации работнику, если тот уже понёс расходы или потерял возможность другой работы. При этом, если работник уходил до начала работ, никто не нес никаких дополнительных штрафных санкций.
В целом, договор найма заканчивался по истечении срока или по согласию сторон. Одностороннее расторжение договора найма было возможным, если какая-либо сторона не выполняет своих обязательств. Как и в шариате, работодатель должен уважать работника, не эксплуатировать его и особое внимание уделять бедным рабочим и не заставлять выполнять аморальные или нарушающие закон задания. Что отличает иудаизм от шариата — это то, что у каждой местности были свои отдельные обычаи, которые применялись при найме на работу. Например, обычай продолжительности рабочего дня, предоставление пищи или жилья.
В современном Казахстане все трудовые отношения регулируются Трудовым кодексом РК. Договор между работодателем и рабочим заключается в письменной форме, где обязательно должны быть прописаны условия – место, функция, оплата, срок. Зарплата выплачивается не реже 1 раза в месяц, задержка запрещена, в противном случае работодатель должен выплатить компенсацию (пени) работнику. По зарплате в Казахстане установлен минимум, сейчас это 85 тысяч тенге, а по продолжительности работы установлен максимум — 40 часов в неделю.
В трудовом законодательстве прописаны права на безопасные условия труда, защиту от дискриминации и злоупотреблений. Другой вопрос, что процесс доказательства того, что произошла дискриминация, довольно длительный, не говоря о несчастных случаях из-за небезопасных условий труда.
Расторжение трудового договора происходит по истечению срока договора, соглашению сторон, по инициативе работника, работодателя или по обстоятельствам. Не лишним будет упомянуть, что в любом случае у работодателя бывает больше возможностей уволить сотрудника путем различных методов дисциплинарных взысканий.
В чем продвинулось современное законодательство, так это в защите прав женщин и детей. Запрещена эксплуатация несовершеннолетних, хотя с определенного возраста они могут работать по нескольку часов в день. Беременным женщинам также даются привилегии, их не привлекают к сверхурочному труду и дают декретный отпуск. Кроме того, в Казахстане существует понятие коллективного договора и профсоюзов — еще один мощный инструмент для защиты прав рабочих, правда, в основном его применяют на крупных предприятиях. Еще одна социальная гарантия — это оплачиваемые больничные и ежегодный трудовой отпуск.
Фото: pashalena.livejournal.com.
ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!
Реклама
16.11.2025,
12:00
16.11.2025,
14:00
11.11.2025,
12:00
12.11.2025,
09:00
Реклама
Реклама