Отец погибшего егеря из ЗКО добился уголовного дела над судмедэкспертом

Қайтейік енді

18.02.2026,

  в 18:00

608

Столичные судмедэксперты нашли повреждения в теле, которые не нашёл местный эксперт

В Уральском городском суде рассматривается дело по обвинению судмедэксперта Марата ЖОНЫСОВА по статье 420 УК РК «Заведомо ложное заключение эксперта в ходе досудебного расследования». Потерпевший – 54-летний Алексей ПОБЕДИМОВ, отец погибшего 32-летнего Эдуарда ПОБЕДИМОВА, тело которого было найдено 6 августа 2023 года на Донгелекском водохранилище в Акжайыкском (бывш. Чапаевском) районе Западно-Казахстанской области.

Погибший работал егерем в частном хозяйстве предпринимателя Михаила ПШЕНИЧНОГО. Эдуард Победимов был единственным сыном Алексея Победимова и отцом двоих несовершеннолетних детей.

Как рассказал Алексей Победимов, его сын Эдуард поехал на катере отвозить запчасти, после чего позвонил на работу и сообщил, что у него заглох мотор на катере. К нему на помощь выехал напарник Александр МИШИН. Что случилось потом – неизвестно: напарник сообщил, что на катере Эдуарда не было. Хозяин охотхозяйства Михаил Пшеничный подал в трудовую инспекцию по ЗКО письмо о том, что Эдуард Победимов в нерабочее время, в нетрезвом состоянии, самовольно выехал на катере и упал в воду.

Однако отец Эдуарда Победимова – Алексей ПОБЕДИМОВ – в эту версию не верит и все 2,5 года с момента гибели сына пытается доказать, что дело обстояло совершенно иначе. В октябре 2025 года напарник Эдуарда Победимова Александр Мишин был признан невиновным по части 1 статьи 104 УК РК «Причинение смерти по неосторожности».

«Мы предполагаем, что Александр Мишин – напарник моего покойного сына – выехал к нему на помощь после его звонка, не смог справиться с управлением катером и столкнулся с катером, на котором находился мой сын. В итоге произошёл сильный удар, из-за которого и умер мой сын, а затем упал в воду. Именно такое обвинение было предъявлено Мишину, но он был оправдан.

Есть множество нюансов, указывающих на то, что всё именно так и было. Например, когда тело сына вытащили из воды, у него под камуфляжной курткой были осколки стекла голубого цвета. Их взяли на экспертизу, как и осколки с катера Мишина, и они были идентичны по толщине и цвету. Но адвокаты Мишина настояли, чтобы эти осколки убрали из числа вещественных доказательств. Кроме того, было множество ошибок полицейских из РОВД Акжайыкского района, которые позволили ему уйти от ответственности», – говорит Алексей Победимов.

Несмотря на то что дело об обвинении напарника сына Александра Мишина было проиграно, Алексею Победимову удалось добиться суда над судмедэкспертом Маратом Жонысовым, который проводил экспертизу тела Эдуарда Победимова.

«Когда я приехал в Чапаево и увидел тело моего сына, я заметил, что у него рваная рана на подбородке и на большом пальце руки. Мне сказали, что он утонул. Я не стал просить, чтобы его раздели для осмотра тела, потому что мне было плохо. Сына увезли в Уральск на судмедэкспертизу. Через несколько дней мы похоронили сына. Экспертизу проводил Жонысов – пенсионер, много лет проработавший в этой сфере.

Я был немало удивлён, прочитав результаты судмедэкспертизы: в ней не были описаны даже те повреждения, которые видел я сам и которые указали полицейские в протоколе. Я отказался от этой экспертизы, в полиции мне предложили провести комиссионную экспертизу из Астаны. 8 ноября приехали судмедэксперты из Астаны – двое мужчин и девушка. Тело моего сына было эксгумировано, проведена вторая экспертиза», – рассказывает Алексей Победимов.

По словам Алексея Победимова, эксперты из столицы проводили судмедэкспертизу в течение пяти часов – примерно столько времени проводится экспертиза по методике, утверждённой Министерством юстиции.

«Столичные медэксперты обнаружили рану на подбородке, перелом пальца и перелом десяти рёбер. Причём на шести рёбрах – двойные переломы. Эти травмы были получены при жизни, и переломы рёбер были одномоментными. Кроме того, они обнаружили перелом подъязычной кости. Они отправили анализы на планктон в лабораторию – планктон обнаружен не был. Этот факт говорит о том, что мой сын упал в воду уже мёртвым.

Когда же судмедэкспертизу проводил Жонысов, он не указал ни одного повреждения тела, не отправлял материалы на гистологию, сославшись на то, что тело было подвержено гниению из-за воды. Он не направлял материалы на исследование планктона, а ведь это обязательная часть экспертизы, когда речь идёт о тех, кого вытащили из воды. Кроме того, на этапе следствия Жонысов утверждал, что большая часть его заключения – это просто шаблон. А ведь существует методика Министерства юстиции с алгоритмом проведения экспертизы. Однако он не следовал этому алгоритму», – говорит Алексей Победимов.

Заключение, выданное судмедэкспертами Института судебных экспертиз по городу Астана, легло в основу обвинения судмедэксперта Марата Жонысова, которого обвиняют по статье 420 УК РК «Заведомо ложное заключение эксперта в ходе досудебного расследования». Ему грозит шесть лет ограничения свободы либо лишение свободы на тот же срок.

Сегодня в ходе судебного заседания был допрошен свидетель НИЕТКАЛИЕВ – полицейский, который осматривал тело погибшего после извлечения его из воды и составлял фототаблицу. Полицейский сообщил, что также видел травмы на теле погибшего и что по телу не было видно, что оно подверглось гниению.

«На лодке были повреждения, я их сфотографировал. Были разбиты стёкла, я их упаковал в присутствии понятых. На теле я заметил повреждения на пальце правой или левой руки – там были травмы, на челюсти, в районе подбородка, тоже было что-то вроде ссадины. Также были травмы в районе подреберья. Сразу же после осмотра тела его забрали в город, это было примерно до обеда. Водолазы искали тело около 24 часов – с 5 числа – и нашли утром 6 августа», – сообщил суду свидетель Ниеткалиев.

Судебный процесс продолжается.

ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!