Шалап
26.10.2025,
в 18:00
189
В современном, светском Казахстане правовые отношения регулируются множеством кодексов, законов и подзаконных актов, действующих одинаково для всех граждан – независимо от их вероисповедания или национальности. Однако на протяжении веков именно религиозные писания определяли не только связь человека с Богом, но и его отношения с другими людьми, формируя общественный уклад.
Юридический консультант, академик МАИН и эксперт Комитета Мажилиса Парламента РК по законодательству и судебно-правовой реформе Евгений ПРИЦКЕР провёл уникальное исследование. С помощью искусственного интеллекта он сравнил три обширные правовые системы:
В фокусе анализа оказались шесть сфер: семейные отношения и наследование, предпринимательство, займы и залоги, имущественные права, трудовые отношения и возмещение ущерба. Результаты получились интересными и неоднозначными. С одной стороны, некоторые древние нормы кажутся «более справедливыми и человечными». С другой – их применение сопровождалось множеством «подводных камней».
Хроника запускает серию материалов, посвящённых этому сравнению. В первой статье – семейные отношения и наследование.
По Шариату, брак (никах) заключается по согласию сторон – обычно при наличии махра (выкуп, выплачиваемый женихом). Обязательны свидетели, иногда – опекун невесты. Мужчинам разрешено иметь до четырёх жён, но лишь при абсолютной справедливости ко всем.
Супруги могли заключать брачные договоры, которые имели обязательную силу. Развод возможен в нескольких формах:
После развода финансовая ответственность за бывшую супругу и детей полностью ложится на мужа. Понятие «алименты» в привычной форме отсутствует, однако их функциональный аналог реализуется через обязательства отца. Ребёнок, как правило, остаётся с матерью, но это может меняться с возрастом или по обстоятельствам.
Наследование регулируется строго: каждый родственник получает определённую долю, независимо от воли завещателя.
Усыновлённые дети не наследуют. Завещать можно только до одной трети имущества – остальное делится по установленным нормам. Приоритет: расходы на похороны, долги умершего, а уже затем – завещание.
В иудейском праве семейные отношения также строго регламентированы. Перед вступлением в брак обязательно составлялась ктуба – брачный контракт, в котором оговаривались обязанности сторон и выплаты при разводе или смерти.
Развод оформляется гетом – письменным документом, который муж вручает жене в присутствии свидетелей. В случае жестокого обращения или споров женщина могла инициировать развод через суд.
Алименты на детей (до 6 лет) и бывшую жену назначались исключительно по решению суда.
Многожёнство не было повсеместной практикой, но существовала традиция левирата – брак брата с вдовой умершего, чтобы сохранить семейное имущество и продолжить род.
Наследование происходило по мужской линии:
«В еврейском праве наследование патрилинейное и акцентировано на сыновьях и праве первородства. Окончательное решение по спорам принимает раввинский суд», – поясняет Евгений Прицкер.
В Республике Казахстан семейные отношения регулируются Кодексом о браке и семье и Гражданским кодексом. Юридически значимыми являются только браки, зарегистрированные в ЗАГСе. Фактическое сожительство не защищает права партнёров.
Религиозный брак (никах) не имеет юридической силы. Полигамия – вне закона.
Развод оформляется через ЗАГС (если нет детей и споров) или через суд. Суд решает вопросы:
Также возможны алименты на содержание бывшего супруга/супруги – если тот ухаживает за ребёнком до 3 лет.
При разделе имущества и определении опеки действует принцип равенства сторон, независимо от пола или возраста ребёнка. Место жительства ребёнка определяется с учётом его интересов, условий и мнения (при достижении определённого возраста).
Наследование:
«Ислам и иудаизм во многом опираются на морально-этические нормы, чего меньше в современном праве. Но идеализировать их не стоит: тогда существовали рабы, которых лишали прав и наследства. Правовые нормы касались только свободных людей», – подчёркивает Прицкер.
Он также добавляет:
«Приоритет мужчин, который сегодня воспринимается как дискриминация, тогда обосновывался их обязанностью защищать семью и имущество в случае войны».
В следующих материалах Хроника продолжит сравнение: анализ правовых норм по займам и залогам в Шариате, Мишне Торе и казахстанском законодательстве.
Фото: pashalena.livejournal.com.
ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!
Реклама
20.10.2025,
10:00
23.10.2025,
15:30
26.10.2025,
10:00
20.10.2025,
12:36
Реклама
Реклама