Мишне Тора, шариат и законы Казахстана: как возмещают ущерб?

И почему казахстанцам не понравилось бы подражать в этом аспекте иудеям и мусульманам

Hronika.kz продолжает цикл статей о сопоставлении трёх крупных правовых систем – современного казахстанского законодательства, сборника иудейского права (Кодекс Рамбама Мишне Тора. Мишпатим) и исламского права (шариат). Материал был подготовлен на основе анализа юридического консультанта Евгения ПРИЦКЕРА с участием искусственного интеллекта. В прошлых публикациях мы рассказывали про семейное право и наследство, кредитование и залоги, а также о трудовых отношениях. Сегодня мы поговорим об ущербе. Ущерб – тема актуальная как для гражданского, так и для уголовного права, и, пожалуй, именно тема ущерба является своего рода двигателем для развития права.

Шариат

В исламе ответственность предусмотрена как за прямой, так и за косвенный ущерб. Причём не важно, был нанесён он умышленно или из-за халатности. Единственное – если что-то было совершено по неосторожности, наказание применяется более мягкое.

В целом ущерб делится на четыре вида: имущественный, телесный (увечья или смерть), моральный (оскорбление, клевета) и общественный (смута, мошенничество при торговле). Если говорить о том, что сейчас входит в уголовный кодекс, то есть о телесном вреде – будь то увечья или убийство, – то за такие деяния наказанием является кровная плата или равное возмездие. То есть «брать своё» можно в том виде, в каком был нанесён ущерб. Если речь идёт об имущественном вреде, то основная обязанность виновного – возвратить имущество или возместить его стоимость.

Возмещать ущерб предписано в полном объёме – в стоимости повреждённого имущества или в виде натурального возмещения. Существует в шариате и правило, которое означает равное возмещение ущерба. При этом потерпевший может простить, отказаться от возмещения ущерба. Требовать большего ущерба запрещено. В иных случаях, к примеру, при непреднамеренном убийстве, ущерб может возмещаться племенем или родственниками виновного.

Кади (судья) в случаях, когда по делу начинается судебный процесс, оценивает ущерб, принимает свидетельские показания и может примирить стороны.

Иудаизм

В иудаизме есть четыре главные категории ущерба: бык (шор), яма (бор), огонь (эш), человек (адам). Ответственность предусмотрена как за умышленный, так и за неосторожный вред.

Когда речь идёт о возмещении ущерба, делается точный пересчёт суммы. Оплачивается ущерб в деньгах; иногда вместо денег передаётся имущество виновника пострадавшему. Потерпевший может отказаться от иска и простить, но при телесных увечьях всё равно фиксируется обязанность компенсации.

В иудейском обществе существует пять видов возмещения ущерба: вред (незек), боль (цаар), лечение (рипуй), потеря заработка (шевет), позор (бошет). Подход к ущербу весьма детализирован. И все эти виды ущерба должны были быть возмещены в денежной форме, а не телесным воздаянием. Этот принцип был довольно прогрессивным для своего времени, и его применение стало возможным благодаря учёным, которые истолковали таким образом характерный как для иудаизма, так и для ислама принцип «око за око».

Правда, все возможности «решить вопрос деньгами» исчезают, когда речь идёт о предумышленном убийстве человека. В таком случае обязателен суд и наказание в виде смертной казни. Если же речь идёт о непреднамеренном причинении смерти человека, тогда применяется изгнание в город-убежище. Город-убежище тоже является своего рода уникальным институтом, позволяющим избежать кровной мести.

Бейт-дин (суд) устанавливает ущерб через экспертов, учитывает обстоятельства, свидетельства и даже психологический ущерб (к примеру, позор). То есть установление ущерба было сложным юридическим процессом, требующим специальных знаний, а не простым исполнением религиозной нормы.

Казахстан

В современном Казахстане нормы об обязательствах вследствие причинения вреда закреплены в Гражданском кодексе РК. Как и в древних правовых системах, ответственность виновного наступает в любом случае, независимо от того, был ли умысел или действие было совершено по неосторожности.

Из «новинок» – в Казахстане, помимо возмещения реального ущерба, существует понятие упущенной выгоды и компенсации утраченного заработка. В случае необходимости суд также может назначить возмещение расходов на лечение, реабилитацию, протезирование, уход. В случае смерти человека (независимо от того, умер он в результате несчастного случая, по халатности или умышленно) – возмещение утраты кормильца, содержание иждивенцев, расходы на похороны. Понятие морального вреда также чётко закреплено в законе.

При этом в Казахстане, если речь идёт об уголовных преступлениях, чётко разделено понятие наказания и ущерба. То есть в Торе или в шариате смертная казнь после убийства была по сути возмещением ущерба. В современном Казахстане же наказание, например тюремное заключение, совершенно не освобождает от возмещения ущерба пострадавшим.

Суд устанавливает размер ущерба, при необходимости назначает экспертизу, опрашивает свидетелей. Почти любое дело, так или иначе связанное с возмещением ущерба, решается через суд. Мировые соглашения возможны и даже поощряются, но в любом случае должны способствовать разрешению конфликта. Отказ от исковых требований тоже возможен.

Компенсация почти всегда в денежной форме, однако в некоторых случаях возможно возвращение имущества в натуральной форме либо удержание имущества – например, через суд или через институт судебных исполнителей. При этом понятие коллективной ответственности в Казахстане полностью отсутствует: ущерб должен возмещать только тот человек, который его нанёс.

Вывод

Ислам и иудаизм делают акцент не только на материальной компенсации, но и на духовной стороне – примирении и предотвращении вражды. В Казахстане же гражданское законодательство ориентировано на денежное возмещение реального ущерба и упущенной выгоды. И хотя возмещение ущерба в древних правовых системах основано на божественном предписании, а в Казахстане – на светских законодательных нормах, ключевой принцип совпадает: ущерб должен быть устранён или компенсирован. То есть базовые правовые идеи универсальны.

Фото: pashalena.livejournal.com.

ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!