Зерттеу
09.12.2025,
в 09:00
706
Поздно вечером пятницы, 5 декабря 2025 года, на электронную почту редакции Hronika.kz пришла досудебная претензия от Freedom Bank. На этот раз банку не понравился материал «Freedom Bank помогал клиентам обходить санкции и отмывать доходы».

Напомним, после публикации 27 ноября 2025 года на сайте Hronika.kz материала «Из-за чего Фридом Банк Казахстан понёс в апреле 2025 года убытки в 4,8 млрд тенге» в редакцию прислала письмо директор департамента коммуникаций, PR и SMM Freedom Bank Ирина КУРБАНОВА. В письме она указала, что «Заголовок, как и сам текст материала, содержат информацию, несоответствующую действительности сразу по нескольким пунктам». Как и положено по закону «О масс-медиа», Hronika.kz опубликовала и текст письма, и дала аргументированный ответ по всем пунктам.
В этот раз Freedom Bank вновь не понравился и заголовок — «Freedom Bank помогал клиентам обходить санкции и отмывать доходы», и содержимое материала, которые, по мнению начальника управления правового сопровождения и претензионной исковой работы юридического департамента Айнур ИСАЕВОЙ, «носят негативный характер». Приводить весь текст досудебной претензии нет смысла. Потому что это будет выглядеть так же глупо, как цитирование Исаевой в претензии Кодекса журналистской этики. Ответ на претензию редакция даст банку в установленные законом сроки.
Но на некоторые моменты всё же хотелось бы обратить внимание.
В самом начале претензии Исаева ссылается на то, что «по тексту автор статьи не указывает и не приводит никаких доказательств, которые могли бы дать основание для отраженной в оглавлении информации об обходе международных санкций или помощи в отмывании преступных доходов». На основании этого она почему-то сделала вывод, что «автор статьи в оглавлении указал заведомо ложную информацию». Жаль, что на тот момент начальник управления Freedom Bank не знала, что в редакции уже сверстан материал на понедельник, 8 декабря 2025 года, где такие аргументы подробно расписаны. Возможно, не пришлось бы ей допоздна в пятницу сочинять и согласовывать текст претензии.
Занятно, что с первых же абзацев начальник управления правового сопровождения и претензионной исковой работы юридического департамента Freedom Bank путается, ссылаясь то на нормы Закона «О СМИ» 1999 года, который уже утратил юридическую силу, то на нормы Закона «О масс-медиа» 2024 года. Видимо, поэтому некоторые выводы в претензии выглядят сумбурно.
Но особенно удивила ссылка на то, что материал «содержит признаки преступления, предусмотренного ст. 274 УК РК и наносит значительный ущерб интересам государства, так как как финансовая сфера в Казахстана регулируется на законодательном уровне достаточно жёстко, так как устойчивость финансовой системы напрямую влияет на экономическую безопасность государства». Но тут явно случился отрыв от реальности: как раз по этой причине Freedom Bank и был оштрафован, так как своевременно не передал данные в Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, чем подставил под удар репутацию государства. Да и никто не давал право Исаевой и Freedom Bank выступать от имени государства Казахстан и оценивать, нанесла ли публикация Hronika.kz ущерб его интересам.
На фоне этого требование банка «в связи с вышеизложенным, требуем до 8 декабря 2025 года удалить вышеуказанную статью со всех онлайн-платформ и опубликовать по ней опровержение и прекратить распространение недостоверной информации» выглядит не просто нелепо, но и не основано ни на каких нормах права.
Если Исаева внимательно прочитала бы Закон «О масс-медиа», то знала бы, что в качестве способа защиты прав законом предусмотрена лишь публикация опровержения или ответа Банка на опубликованный материал. Удаление материала по одному лишь желанию Freedom Bank в Законе «О масс-медиа» не предусмотрено. К тому же материал написан, как отмечает сама же Исаева, исключительно на основании вступивших в законную силу судебных актов.
Так что Freedom Bank, в соответствии с законом «О масс-медиа», придётся ждать месяц с момента получения редакцией досудебной претензии. Всё будет сделано исключительно по законам Республики Казахстан. А все эти нелепые приписки в конце претензии Freedom Bank может оставить исключительно для личного пользования. Там же, где должны быть и домыслы подчинённых Тимура ТУРЛОВА о том, что «общий смысл публикаций на вашей онлайн-платформе и иных социальных сетях касательно деятельности банка имеет признаки «дискредитация субъекта рынка» и в совокупности с прямым призывом к читателям: «Так что делайте выводы, если хотите стать клиентом Freedom Bank», может быть расценено как призыв к бойкоту деятельности банка путём распространения ложной информации». Ведь во вступивших в законную силу судебных актах не может быть ложной информации.
Фото: bankffin.kz.
ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!
Реклама
05.12.2025,
09:00
04.12.2025,
13:00
04.12.2025,
11:00
08.12.2025,
09:00
03.12.2025,
18:00
Реклама
Реклама