Покупатель из Уральска обвинил «Детский мир» в нарушении прав из-за ссылки на законы России

Қайтейік енді

24.10.2025,

  в 10:30

391

Департамент защиты прав потребителей встал на его сторону

Житель Уральска Руслан САТЫБАЛДИН подал иск о взыскании компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя. По его словам, история началась летом этого года, когда он купил, а после решил вернуть детские подгузники, которые не подошли, в магазин “Детский мир” в Уральске.

Я обратился в чат поддержки в мобильном приложении, хотел узнать, как возвратить их. Но мне в чате сообщили, что товар не подлежит возврату и обмену, согласно постановлению правительства Российской Федерации. В этом постановлении речь идет о перечне товаров, на которые не распространяется требование о безвозмездном предоставлении ему товара.

После этого я получил консультацию в Комитете по защите прав потребителей, где мне пояснили, что по закону РК “О защите прав потребителей” подгузники могут быть возвращены или заменены в магазине. Меня возмутило, что меня проконсультировали по законам другого государства, — говорит Руслан Сатыбалдин.

По его словам, деньги за подгузники в магазине ему все же возвратили, правда, не с первого раза. Сотрудница на кассе сначала не хотела этого делать, очевидно, думая, что товар невозвратный.

Сетевой магазин «Детский мир-Казахстан» — это дочерняя компания аналогичного российского магазина, однако по законам на территории Казахстана должна осуществлять деятельность в соответствии с местными законами.

Мои исковые требования связаны не с товаром или его возвратом и не с сервисом магазина, а с тем, что было нарушено мое право на достоверную информацию, и с тем, что были нарушены мои права как гражданина Казахстана. Ведь как гражданин своей страны я имею право на то, чтобы ко мне были применены законы моей страны и чтобы меня не принуждали подчиняться законам иностранного государства. Я обратился с досудебной претензией к магазину “Детский мир”. Магазин в своем ответе признал факт нарушения и сообщил, что оператор, который отвечал мне на вопрос, уволен, также мне начислили на бонусную карту 6580 тенге на 6 месяцев. Я считаю, что эта компенсация формальная и демонстрирует неуважительное отношение ко мне как к гражданину Казахстана. Для меня важно не просто получить компенсацию, а добиться признания значимости национального законодательства и уважения к моему статусу гражданина, — говорит Руслан Сатыбалдин.

Мужчина подал иск к магазину “Детский мир” о взыскании компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя, в размере 400 тысяч тенге в суд № 2 города Уральска.

Еще одна проблема, на которую Руслан Сатыбалдин хочет обратить внимание общественности и ответственных органов, это передача и обработка персональных данных казахстанцев иностранными государствами. Во время подготовки к заседанию суда представитель ТОО “Детский мир-Казахстан” сообщила, что колл-центр, обрабатывающий обращения потребителей казахстанского магазина, находится на территории Российской Федерации.

Соответственно персональные данные граждан Казахстана, в том числе анкетные и контактные данные, сведения о покупках и адреса проживания фактически передаются и обрабатываются за пределами Республики Казахстан. По закону «О персональных данных и их защите» трансграничная передача персональных данных допускается только при условии обеспечения иностранным государством адекватного уровня их защиты, либо при наличии согласия субъекта персональных данных. Поэтому я ходатайствовал в суде еще и о вынесении частного определения в адрес Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК, чтобы министерство проверило деятельность магазина на предмет соблюдения требований закона о персональных данных, — говорит Руслан Сатыбалдин.

21 октября в суде № 2 города Уральск под председательством судьи Адлета КАДИСОВА состоялось рассмотрение дела. Представитель ТОО «Детский мир-Казахстан» не признала исковые требования и назвала произошедшее (консультацию по законам Российской Федерации) — человеческим фактором, а также сообщила, что сотрудник, допустивший ошибку, был уволен, а среди персонала в настоящее время ведется обучение, которое в будущем будет предотвращать такие ситуации. Несколько раз в ходе процесса, представитель магазина утверждала, что иск “политизирован”, и задала вопрос истцу, почему он, если считает себя патриотом, не подал иск на казахском языке. Правда, судья Кадисов вопрос снял, поскольку по законам Казахстана любой гражданин вправе судиться на том языке, на котором сам пожелает.

А вот руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей Западно-Казахстанской области Эльмира КИМАТОВА, напротив, поддержала истца.

Исковые требования истца законны, так как ему отказали в возврате денежных средств за товар, который в течение 14 дней может быть возвращен, на основании законодательства о защите прав потребителей. Субъекты бизнеса, осуществляющие деятельность на территории Казахстана, должны соблюдать законодательство. Истец также имеет право на компенсацию, — выступила в суде Эльмира Киматова.

Тем не менее судья отказал Руслану Сатыбалдину в удовлетворении иска, посчитав, что на самом деле произошла человеческая ошибка. Житель Уральска намерен подать апелляционную жалобу.

Фото: depositphotos.

ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!