Не дейді-ей
21.09.2025,
в 12:30
307
В марте текущего года я уже достаточно подробно описывал ситуацию в банковском секторе и показывал, что значительную часть чистой прибыли банковского сектора составляет доход от арбитража, который создан за счет запрета на начисление процентов на текущие счета и за счет ограничения ставки по валютным депозитам.
Если в прошлом году банки из общей чистой прибыли в размере 2,5 трлн тенге заработали 0,9 трлн тенге (36%) за счет данных арбитражей, то с начала действия запретов, с 2019 года и до конца 2024 года эта сумма составила уже 3 трлн тенге.
Наконец-то у меня дошли руки до текущего года, и я сделал подробный расчет: сколько же банки в этом году заработали за счет текущих счетов и валютных депозитов. По моим расчетам, из 1,64 трлн тенге чистой прибыли за 8 месяцев банки заработали в этом году 0,63 трлн тенге за счет запретов и ограничений, или 38%. По моим расчетам, до конца года сумма арбитража будет примерно 950 млрд тенге.
Другими словами, государство за счет ограничений и запретов каждый год дарит примерно по триллиону, и в этом году уже подарило банкам и их акционерам примерно 630 млрд тенге.
Я в прошлом посте расписывал, как происходит заработок на этих деньгах банками второго уровня — это бесплатные остатки на карточных счетах, бесплатные остатки, которые держат бюджетные организации, бесплатные остатки от торговых и других компаний, а также наши валютные депозиты с ограниченной ставкой в 1%, которые дальше переразмещаются по рыночным ставкам.
Ключевыми бенефициарами данных запретов и ограничений являются крупные банки, которые концентрируют на себе основные бесплатные остатки и валютные депозиты. Легко проверить, что ТОП-5 банков по доходности на капитал гораздо выше, чем все остальные, и я об этом также писал. Это приводит к концентрации банковского сектора и сокращению конкуренции и кредитования реального сектора экономики.
Но есть еще одна огромная проблема — это отток капитала. Я также писал, что искусственное сдерживание доходности приводит к тому, что наши деньги уходят за рубеж и работают на чужие экономики. Гонясь за мифической дедолларизацией, мы теряем доллары, которые уходят из страны, и тем самым давим на курс тенге, что ведет к импортированию инфляции.
Банки неохотно кредитуют экономику, так как высокая доходность от текущих счетов и валютных депозитов полностью дестимулирует крупные банки кредитовать экономику. Только потребительское кредитование более или менее дает стимулы кредитовать за счет высокой доходности, но это приводит также к давлению на цены, так как без роста предложения товаров, но со стимулом спроса, все это выравнивается ценами, что мы и наблюдаем у нас в стране.
Ввод МРТ как инструмента, который должен изъять часть доходов у БВУ за счет избыточной ликвидности, на самом деле сильно не улучшит картину, так как я также посчитал эффект, и годовое влияние на доходность БВУ составит примерно 115 млрд тенге, а на этот год влияние будет в пределах 40 млрд тенге. При этом если доходность от арбитража приходится в основном на крупные банки, то МРТ ударит по всем, а значит, будет увеличение концентрации сектора.
Отмена регуляторного арбитража от запретов на текущие счета и валютные депозиты позволит:
1. Сократить доходность БВУ. За счет этого БВУ начнут брать риски и увеличат кредитование экономики, так как акционеры уже привыкли к большим доходам, и это будет создавать давление на менеджмент с необходимостью увеличивать кредитование.
2. Сократить концентрацию активов в банковском секторе, и начнется рост мелких и средних БВУ, что увеличит конкуренцию, а значит, и будет влиять на кредитование реального сектора.
3. Увеличить доходы физических лиц, бюджетных организаций и обычных компаний, так как за счет конкуренции банкам придется делиться доходностью.
4. Сократить отток капитала из страны, так как депозиты начнут конкурировать по доходности с инструментами фондового рынка.
Но для роста кредитования реального сектора экономики нужно также проводить ряд мер:
1. В первую очередь дать банкам возможность кредитовать в валюте (об этом напишу потом отдельный пост).
2. Улучшать права кредиторов при взыскании проблемной задолженности и залогов, что позволит банкам больше брать рисков при уверенности, что в будущем можно взыскать проблемные активы и быстро их реализовать.
3. Продолжить интеграцию банков с данными налоговых органов с целью определения платежеспособности клиентов.
4. Сокращать барьеры на вход новых банков на рынок Казахстана с целью создания конкуренции.
Фото: iStock.
Источник: страница Галима Хусаинова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!
Реклама
18.09.2025,
19:22
18.09.2025,
17:03
18.09.2025,
18:00
20.09.2025,
10:00
Реклама
Реклама