Мишне Тора, Шариат и законы Казахстана: бизнес и богатство

Не дейді-ей

13.12.2025,

  в 18:00

488

Как пересекаются древние и современные законодательные нормы

Продолжение. Начало здесь, здесь, здесь и здесь.

Hronika.kz продолжает цикл статей о сопоставлении трёх крупных правовых систем: современного казахстанского законодательства, сборника иудейского права (Кодекс «Рамбама Мишне Тора. Мишпатим») и исламского права (шариат). Материал был подготовлен на основе анализа юридического консультанта Евгения ПРИЦКЕРА с участием искусственного интеллекта. В прошлых публикациях мы рассказывали про семейное право и наследство, кредитование и залоги, а также о трудовых отношениях и возмещении ущерба. Сегодня мы поговорим о бизнесе и его важных аспектах, таких как купля-продажа, и затронем тему права собственности.

Шариат

Удивительно, но даже в древние времена к договорам предъявлялись строгие требования. Так по шариату договор купли-продажи должен был заключаться с согласия обеих сторон — и покупателя, и продавца. При этом в нем обязательно прописывались стоимость и предмет продажи, неопределенность была под запретом.

Запрещен был какой-либо процентный доход при продаже и даже намёк на азарт. Сделка должна быть честной, если у товара есть какие-то дефекты, продавец должен об этом сообщить заранее. В свою очередь покупатель обязан оплатить вовремя за товар, без задержек. Сам договор может быть как в устной, так и в письменной форме, желательно совершенным при свидетелях.

Бизнесом мусульманам заниматься разрешено, если он не связан с харамом, например, со свининой и алкоголем. От бизнеса можно получать прибыль, если она основана на риске и усилиях. Например, есть понятие “мудариба” — когда один более состоятельный человек вкладывается в бизнес деньгами (своего рода аналог современного инвестора), а другой человек вкладывает труд, управленческий талант.

Что касается собственности, то в исламе владение человека собственностью считается своего рода “доверительным управлением”. То есть все имущество принадлежит Богу, а человек лишь пользуется им. И как временный хранитель этой собственности человек не только владеет и получает выгоду от имущества, но и несет обязательства по отношению к ней. К примеру, если у человека есть земля, то она не должна простаивать. Имущество и богатство должны быть честно заработанными и не должны приводить к спекуляции и монополии. При этом присутствует элемент социальной справедливости — человек, должен платить закят (налог на имущество) и садака (добровольное пожертвование), что ограничивает чрезмерное накопление богатства в одних руках и помогает бедным.

Иудаизм

В иудейском обществе сделка купли-продажи должна быть добровольной, без обмана и иметь справедливую цену. Запрещено завышать цену более чем на ⅙ часть. Как и в шариате, иудейский продавец не имеет права скрывать изъяны товара и должен заранее рассказать о качестве товара, покупатель же не должен задерживать оплату. К форме заключения сделки не предъявляется много требований, достаточно символического акта — рукопожатия или поднятия предмета купли-продажи.

Торговля разрешена, но есть определенные ограничения. К примеру, нельзя продавать идолопоклонникам оружие или товары, ведущие к греху. Прибыль, при условии, если она честная — это законный источник заработка, но в случае, если она была получена в результате обмана, то приравнена к воровству.

Как и в шариате, иудаизм придерживается мнения, что Бог является собственником всего имущества на земле, а человек лишь является временным управленцем. Кодекс «Рамбама Мишне Тора. Мишпатим» делает акцент на спорах и судах вокруг того или иного имущества. Он четко определяет правила сделок, законы соседей (имущественные границы, использование общей территории и другие аспекты), правила приобретения и дарения, краж и находок и главное — дает понимание того, как защищать свои имущественные права в суде.

Социальный аспект тоже был весьма важен у евреев, поэтому была установлена десятина — выплата десятой части дохода или урожая на нужды бедняков и духовенства.

Современный Казахстан

В современном Казахстане купля-продажа и другие договоры регулируются Гражданским кодексом. Установлена ответственность за мошенничество, введение в заблуждение и недействительные сделки. Продавец должен отвечать за качество товара.

По Гражданскому кодексу несвоевременная оплата за купленный товар может повлечь за собой не только взыскание основной суммы долга, но и пени за каждый просроченный день. Договор может быть как устным (что нежелательно, ведь в суде любят письменные доказательства), так и письменным. Для сделок по недвижимости письменная форма обязательна.

В Казахстане можно заниматься любой предпринимательской деятельностью, за исключением прямо запрещенной законом, например, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность. Прибыль предпринимателя признается законной и облагается налогами.

В современном казахстанском обществе право собственности возникает на основании Конституции и иных нормативных актов. Частная собственность гарантирована законом, ограничения лишь в крайних случаях. Даже если для нужд государства собственность у человека изымается, за это предусмотрена выплата компенсации. За любую собственность казахстанцы обязаны платить налоги, но речь идет именно об установленных законом отчислениях, любые пожертвования добровольны.

Вывод

Хотя и в древнем исламском, и в иудейском обществе понятие собственности было почти священно, оно не означало, что человек являлся владельцем вещи или имущества в современном понимании этого слова. Скорее, человек был доверительным управляющим имущества и, помимо выгоды, нес и определенные обязательства. Можно сказать, что с помощью имущества и пожертвований выполнялась социальная функция. В современном же Казахстане право собственности защищено государством. Однако же и сейчас нельзя сказать, что окончательным собственником является гражданин Казахстана, в какой-то степени государство является конечным собственником всего имущества своих граждан.

Что же касается сделок купли-продажи, то здесь можно отметить, что в Казахстане гражданское законодательство ориентировано на защиту гражданских прав и свобод как покупателя, так и продавца. Ислам и иудаизм же больше делают акцент на духовной стороне сделки, то есть защите от греха и соблюдении моральных норм.

Фото: pashalena.livejournal.com.

ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!